Мария Богданова — композитор, поэт, лидер группы AMARIA, член Союза писателей России и участница гуманитарных миссий на Донбассе.
В этом году она вошла в состав жюри конкурса «Голоса Родины», организованного Российским музыкальным союзом при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, где оценивала не только музыкальное мастерство, но и способность современных авторов говорить о Родине без пафоса — через личную боль, память, духовные корни. В интервью Мария рассказала, почему конкурс стал «лучом света в темном царстве», какие песни способны стать новыми шедеврами, а также проанонсировала новые проекты.
— Мария, Вы уже второй год выходите на сцену конкурса «Голоса Родины» в качестве специального гостя, а в этом году стали членом жюри. В чем для Вас ценность этого проекта?
— Действительно, в прошлом году мне посчастливилось по приглашению организаторов выступить на конкурсе в качестве специального гостя с песней «Кадетская». Александр Шаганов, наш великий поэт, с которым мы довольно давно знакомы и дружим, тогда сказал: «”Кадетская” должна звучать везде!» А в этом году я получила приглашение войти в состав жюри. Я ни секунды не сомневалась — для меня это огромная честь. Невероятно ценно, что все песни, прозвучавшие на конкурсе, — о любви к Родине в самых разных ее проявлениях, формах, от участников не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и со всех уголков страны.
— Насколько разнообразным был, на Ваш взгляд, стилистический, жанровый подход к произведениям?
— Это были и композиции с национальным колоритом, и поиск каких-то новых форм. Мне очень нравится, что мы пытаемся не только находиться в рамках эстрадной классики, рок-классики и симфонического звучания, но и искать новые формы. Например, Артём Титов, который занял второе место в номинации «Великая Россия» с песней «Русская душа», ищет эту форму очень удачно.
Саша Пушкина, занявшая третье место в номинации «Приз зрительских симпатий» с песней «Вернись», очень ярко выступила на гала-концерте, но еще на стадии отбора представила на свою композицию совершенно потрясающий видеоклип. Конечно, меня как внучку, дочку и жену офицера очень тронула история ее песни, которая родилась, когда она узнала о тяжелом ранении брата на СВО.
— Тема патриотизма, похоже, для Вас очень личная…
— Это так. В сентябре 2022 года мы с ребятами группы AMARIA были на Донбассе, видели, что там происходит, на протяжении этих лет выступали для участников СВО и их семей. С оркестром войск национальной гвардии России под управлением полковника Азата Шахмухаметова я выпустила авторский альбом «Воины света», куда вошли патриотические и лирические песни, написанные не по случаю, а до начала СВО. И тогда, и сейчас военные события для меня окрашены одними и теми же красками — я считаю, это очень большая беда.
— В чем важность конкурса «Голоса Родины» в историко-культурном контексте?
— Его проведение — просто необходимость для сохранения и укрепления традиционных ценностей. Это луч света в темном царстве. Я говорю «браво!» его организаторам. Нужно обязательно развивать конкурс и привлекать к событию все больше внимания. Людям самых разных возрастов, которые в нем участвуют, крайне важно, чтобы их тонкая душа получила отклик. Их важно поддерживать, поощрять. Столько искренних работ прислали авторы, и для многих из них Москва — центр вселенной. Когда они выходят на большую сцену перед многочисленными зрителями, а жюри слушает их песни, это и шанс проявить себя, и огромная мотивация творить дальше, творить добро и новую культурную историю на основе уже созданного наследия.
— Мария, Ваше творчество всегда было глубоко метафорично. Насколько, по Вашему профессиональному мнению, участникам удалось погрузиться на художественную глубину?
— Мне кажется, на гала-концерте прозвучало несколько песен, отражающих эту глубину. Это композиция Артёма Титова, которую я уже упоминала. Он поднимает действительно важные, экзистенциальные вопросы, ищет ответы на них и одновременно делает это современным поэтическим языком, увлекает слушателя за собой, в эти смыслы. И еще — в его композиции очень верно выстроен гармонический ряд, композиция просто великолепна. Среди заявок была еще одна песня, которая не прошла в финал, но для меня — настоящий шедевр: «Напиши, что я взял Мариуполь». Это, на мой взгляд, очень серьезная работа, нетривиальная, настоящее произведение искусства в симфонической форме. И, конечно, посвященная очень тяжелой теме. Мне кажется, она должна звучать на большой театральной сцене как драгоценное украшение какой-то масштабной постановки.
— Насколько широко среди молодых музыкантов сегодня развивается интерес к продолжению национальных музыкальных традиций и как новое поколение воспринимает эту тему применительно к своему творчеству?
— Сложно. И мы сами в этом виноваты, потому что последние 30 лет играли не в нашу ритм-секцию и не в наш язык. То есть у нас популярно было все, что не на русском и не про нашу мелодическую структуру. Сейчас, наконец, люди обратили внимание на глубинку, и случился настоящий прорыв: «Матушка-земля» — самый яркий тому пример. Вот вам, пожалуйста: абсолютно подрывной эффект композиции, которая заняла первые строчки во всех российских музыкальных рейтингах. А почему? Потому что это наши истоки. И, оказывается, можно не обязательно «слепить» песню в два прихлопа, три притопа, а взять фолк из самой сердцевины и сделать композицию красиво, качественно, так, чтобы ее пели все от мала до велика. Молодежи нужно отвыкать от такой подачи, когда русский язык коверкается за счет чужеродной ему ритмической структуры, рассчитанной на английский язык. Пора от этого отказываться. Да — искать новые формы, но сохранять чистоту русского языка. Он капризен для песенного материала, приручить его крайне сложно, но талант помогает органично соединять русскоязычный текст с музыкой. Важно прежде всего найти запоминающийся оборот — такое словосочетание, которое было бы оригинальным, цепляло, и уже от него пойти дальше. Тогда ритм языка уже подскажет тебе ритм-секцию всей песни. Как говорил Алексей Семенович Козлов, наш маэстро джаза, с которым я имела счастье беседовать о музыке: «Реплика на реплику никому не интересна». Чем ближе вы подберетесь к сердцевине и вытащите из нее что-то свое, тем интереснее будет композиция.
— А что сейчас интересно Вам как музыканту, как автору? Какими проектами Вы занимаетесь?
— У нас есть проект «КОНЦЕРТ2». Я сама придумала его. Мне интересна коллаборация с артистами, в творчестве которых есть нетривиальное, оригинальное авторское высказывание, нестандартное и свободное. «КОНЦЕРТ2» — это когда на сцене без реплик между песнями играют два состава музыкантов. Получается такое необычное кино. В августе мы успешно провели первый такой концерт, сняли его и выложили в сеть: видео называется «КОНЦЕРТ2 ROSHINA/AMARIA “19 короткометражек о любви”». Это была коллаборация с Натальей Рощиной и ее квартетом в симфоническом звучании — скрипка, виолончель, клавиши, гитара. Получилась очень интересная программа на контрастах. Следующий концерт проекта состоится 14 января на Маросейке с Анатолием Мошковичем. Он пишет музыку на стыке жанров. В его песнях акустический инди, баллады, рок и симфоническая лирика звучат как единое целое. Сейчас Мошкович сотрудничает с агентством Александра Кушнира Kushnir production и, как и наш общий друг и единомышленник Александр Зарецкий, которого нам очень не хватает, продолжает традицию, которую мы все любим, — делает музыку про музыку и поэзию про поэзию. Ну и, конечно, не могу не поделиться важным событием, которое произошло этой осенью. Михаил Смирнов — старший сын знаменитого Ивана Смирнова, очень талантливый мультиинструменталист, композитор — предложил мне создать проект A PARTE. Это такой шаг в сторону от традиционного звучания группы AMARIA. Михаил как композитор, аранжировщик сказал мне: «Я развернусь в твоем репертуаре», — и был верен своему слову. И в ответ на мою просьбу все же включил в эту программу и свою прекрасную песню «Закаты». Премьера программы вызвала щедрые отклики, ее назвали уникальной, завораживающим действом. И это лаконично — дуэт, в котором Михаил творит абсолютные чудеса за клавишами, за живым инструментом, а я пою. Кто-то вспомнил Александра Вертинского… Один из отзывов особенно запомнился: «Это было не просто высоко, но попало мне прямо в сердце как поклоннице жанра “женщина и фортепиано” и почитательнице таких его представительниц, как Тори Эймос и Регина Спектор. С первых секунд я погрузилась в восторг от глубины и гармонии композиции, а также блестящего исполнения. Это был настоящий праздник, выдернувший меня из рабочих будней. Еще раз искренне благодарю за именины сердца». Такие отклики по-настоящему вдохновляют! В следующем году мы планируем давать концерты A PARTE на разных камерных площадках, среди них и музеи-квартиры Российского национального музея музыки.