Народ и государь: вера, верность и власть — формула 4 ноября

Царь в XVII веке, император в XVIII-ХХ вв., генеральный секретарь в XX веке, президент в XXI веке — для русского человека верховный правитель всегда остаётся символом государственности и гарантом её прочности. Когда народ верит своему лидеру, когда поддерживает его — он непобедим. Государство выдерживает любые удары судьбы, противостоит внешним врагам, выходит из самых тяжёлых испытаний обновлённым и сильным. Смута XVII века напоминает нам: там, где рушится вера в государя и государство, возникает хаос и раздор. Но там и тогда, где эта вера жива, Россия всегда побеждает.

Встреча Михаила Романова в Москве 2 мая 1613 года. Епископ Кирилл во главе духовенства на ковре кадит Михаила Романова
Читать на monocle.ru

4 ноября — это не просто памятная дата в календаре. Это день, который обращает нас к глубинным основам русской истории и к тем духовным испытаниям, которые пришлось пережить нашему народу. В этот день мы вспоминаем не только победу ополчения Минина и Пожарского над интервентами, но и чудесное спасение России, когда страна, оказавшаяся на краю 

Праздник «День народного единства» отсылает нас к Смутному времени — эпохе, когда Россия лишилась своего законного царя, распалась власть, и вражеские войска заняли Москву. Это была не только политическая катастрофа, но и духовный кризис: народ, веками видевший в царе Помазанника Божия, оказался перед бездной безвластия и хаоса.

Чтобы понять значение этого праздника сегодня, нужно взглянуть вглубь веков: какую роль играли царь и государство в мировоззрении русского человека и почему весь ход Смуты стал поиском «истинного государя». Именно этот поиск, полный разочарований и надежд, завершился чудом — избранием Михаила Романова, что дало начало новому этапу российской истории.

Царь и православное государство как высшая ценность XVI века

Русский народ познал значение государя и государства ещё в XV веке, когда сумел освободиться от татаро-монгольского ига. Именно тогда стало ясно, что только крепкая власть способна объединить земли и народ в единую силу, способную противостоять внешним врагам. Победа на Куликовом поле и окончательный разрыв с Ордой при Иване III воспринимались как свидетельство: без государя, вокруг которого собирается земля, невозможна национальная свобода.

В XV веке произошло и ещё одно событие, не менее важное для русского сознания, — падение Византии. С завоеванием Константинополя османами в 1453 году православный мир лишился своей прежней духовной опоры. Теперь Москва становилась центром православия. Русскому народу предстояло жить «своим умом» и самому нести ответственность за сохранение православной веры. Это требовало особой фигуры — царя, посланного Богом для защиты веры и устройства государства.

Иван III первым начал примерять на себя титул «государя всея Руси», а его внук Иван IV в 1547 году был торжественно венчан на царство. Этот акт имел огромное значение: впервые московский князь провозглашался не просто правителем, но именно царём — равным византийским императорам и продолжателем их дела. Для народа это означало, что у России появился свой собственный богоизбранный царь, который стоит во главе православного царства и охраняет его от врагов.

С усилением власти государя усиливалось и государство. Московское царство стремительно росло, укрепляло границы, создавало новую систему управления, соединяло огромные пространства в единый организм. Народ видел, что именно крепкая самодержавная власть приносит плод — порядок, защиту и славу. Поэтому к концу XVI века в русском сознании окончательно утвердилось: царь — это не только правитель, но и высшая ценность, хранитель веры и самой государственности.

Не случайно для потомков образцом царя был и остаётся Иван Грозный. Его противоречивое и суровое правление закрепило в сознании людей представление о царе как о власти грозной, но спасительной, олицетворяющей силу государства и защиту православия. 

Народ дорос до царя, и царь оказался достоин своего народа.

Причины Смуты: династический кризис и мировоззренческий вакуум

Смерть в 1598 году царя Фёдора Ивановича, последнего «прирождённого государя» из московских рюриковичей, стала для страны не просто политическим переломом, а мировоззренческим обрушением. В народном сознании легитимность власти была неотделима от богоизбранности и родовой «прирождённости» государя; царь мыслился хранителем веры и посредником между народом и Богом. Пресечение династии означало исчезновение самого основания сложившегося порядка. Россия потеряла «истинного царя».

После смерти Фёдора Ивановича в январе 1598 года его вдова, царица Ирина — родная сестра Бориса Годунова — постриглась в монахини, а патриарх Иов созвал Земский собор, к которому, помимо думных чинов и духовенства, привлекли «всяких чинов людей» Москвы и стали принимать челобитные от городов. Собор обратился к Годунову с просьбой принять царство, выстраивая законность новой власти не по крови, а по чину и благодати. Это обосновывали, во-первых, как «всенародное хотение»: крестные ходы и общегородские молебны у Новодевичьего монастыря, где Борис уединился, придавали процедуре вид публичного согласия. Во-вторых, как благословение «прежних»: санкция патриарха и согласие вдовствующей царицы, а затем и строгое воспроизведение обряда «венчания на царство» со всеми символами династической преемственности. И, в-третьих, как родственную «свойственность» к «царскому корню»: Борис — шурин покойного государя и многолетний фактический распорядитель дел при бездетном Фёдоре.

В хронологическом порядке это выглядело так: февраль 1598 года — соборное избрание; после повторных прошений и молебнов Борис принимает власть; 1 сентября 1598 года — торжественное венчание на царство. Так отсутствие кровного права стремились компенсировать совокупностью народного согласия, церковного благословения и близости к дому Рюриковичей, представляя власть Годунова как восстановленное, а не прерванное преемство. Но во всем этом громоздком построении обоснования законности власти Годунова было много натяжек, нестыковок и самое главное, не хватало в нем полноты правды, столь ценимой русским народом. 

В народной массе новый государь так и не стал «истинным»: череда бедствий начала XVII века — неурожаи, голод, мятежи — повсеместно истолковывалась как знамение Божьего гнева за нарушение сакрального порядка престолонаследия. В этой атмосфере и возникла питательная среда для самозванчества: слух о «чудесно спасшемся царевиче Дмитрии» (убиенном младшем сыне Ивана IV) был воспринят как шанс вернуть законность, а потому Лжедмитрий I получил поддержку прежде всего как символ возвращения «истинного» царя. Каждый последующий обман в виде поставления на престол нового царя лишь усиливал отчаяние народа и порождал «вакуум смысла и правды».

Современники видели корень бедствий именно в духовной области. Так, автор повествующего о событиях Смуты «Временника» Иван Тимофеев пропитал своё повествование апокалиптическим ожиданием «восьмой тысячи» лет как времени воцарения антихриста. Для него «разорение» России есть прямое наказание Господа «за грехи наши», причём вина носит всенародный, всеобъемлющий характер: «Все от младенца до старцев согрешили». Более того, впервые вина возлагается на царя и патриарха: «согрешили все от головы до ног, от великих до малых, т. е. от святителя и царя, от иноков и святых».

Главный акцент «Временника» — не на частных злодеяниях, а на духовном уклонении всего общества с должного пути. Главный же грех, заключался в том, что русские люди в «безумной гордости» своей утеряли страх Божий и уклонились от заданного Господом пути: «Ради этого на нас, как знающих Его волю и не исполняющих её, прежде всех народов пало гневное определение Божие, и Он наказаниями, как рулём, обращает нас к Себе от уклонения с пути Его». На этом фоне и фигура Бориса Годунова у Тимофеева получает резко негативную характеристику (вплоть до уничижительного «рабоцарь»), прежде всего из-за подозрения в цареубийстве (царевича Дмитрия) и множества «недостойных дел», ускоривших, по мысли автора, общее разложение.

Однако важно и предписание выхода: «Временник» видит его не в очередной политической комбинации, а в покаянном восстановлении утраченных оснований — веры, единомыслия, общественного согласия, древних обычаев государственного устройства. Пока народ не «совокупится в братской любви», враги будут одолевать страну. То есть духовное врачевание должно предшествовать политическому и поддерживать его, а сама политическая легитимность вновь мыслится как производная от согласия народа в истине и от соответствия государя образу «хранителя веры».

Так вырисовывается целостная причина Смуты: не только заговоры и интервенции, но прежде всего разрыв сакральной связи власти и правды, исчезновение в глазах народа «истинного царя», отвечающего критериям богоизбранности. Потому и весь ход драмы начала XVII века — от вспышек надежды на «вернувшегося наследника» до земских попыток самоорганизации — читался современниками как напряжённый поиск «настоящего государя», способного восстановить утраченную легитимность и собрать народ вокруг общего духовного основания православного государства.

Несостоятельность претендентов на царство

Смутное время стало чередой взлётов и падений правителей, каждый из которых на короткое время получал признание, но вскоре утрачивал его. История этих правителей показывает: народ постоянно примерял на них идею «истинного царя», но всякий раз оказывалось, что она «сидит плохо».

Борис Годунов. Опытный политик, умный администратор, искусный дипломат. Он был избран Земским собором, получил благословение предшественников, но всё же народное мнение о нем колебалось, сам он чувствовал некоторую шаткость своей власти, росла его подозрительность, росла и оппозици ему.  Начинались уже события, предшествовавшие Смуте… Неурожаи и голод люди восприняли как Божье наказание за то, что страной правит «чужой». Царь Борис умер своей смертью, а русское сознание все равно посчитало нужным вынести ему вердикт, при котором его не принадлежность к царскому роду была, возможно, лишь предлогом, но оказавшимся очень весомым: на престоле оказался «неистинный». В результате Борис так и не стал тем, кого народ готов был признать помазанником Божиим. Сын Бориса Годунова, юный Фёдор II Борисович, пробыв царем лишь полтора месяца, был убит подосланными от Лжедмитрия убийцами.

Лжедмитрий I. Его приход к власти показал, насколько сильна была вера в чудесное спасение «настоящего царевича». Тысячи людей, от крестьян до бояр, поверили, что Бог вернул Руси законного наследника. Но быстрое разочарование было неизбежным: Лжедмитрий оказался связан с поляками, чужд традициям, нарушал устои православной жизни. Народ понял, что это «царь не настоящий», и его власть рухнула так же стремительно, как возникла.

Василий Шуйский. Старый родовитый боярин, рюрикович, имевший формальные права на престол. Но его восшествие было делом боярской воли, а не Божьей воли и всенародного согласия. Его власть изначально выглядела слабой и ограниченной, он оказался неспособен объединить страну. Для народа Шуйский был не «истинным царём», а лишь временной фигурой, не обладающей силой божественного помазания.

Лжедмитрий II. Новый самозванец, –– «тушинский вор», получил поддержку лишь потому, что надежда на «царя Дмитрия» ещё жила. Но в его лагере всем заправляли польские и литовские авантюристы, а самозванец был марионеткой в их руках. Народ всё меньше верил в «чудом спасшегося царевича».

Владислав, сын польского короля. Попытка возвести на русский престол католического принца была последним и самым тяжёлым ударом по народному сознанию. Для православных людей это означало предательство веры и уничтожение самой идеи «православного царства». Принятие Владислава было невозможно, и именно в это время народ окончательно понял: без «своего, истинного» царя страна не может существовать.

Каждый из этих претендентов олицетворял надежду на восстановление законной власти. Каждый на мгновение казался «тем самым» — но всякий раз происходило разочарование. И чем глубже оно становилось, тем сильнее народ тянулся к идее «настоящего царя». Эта идея переходила от одного правителя к другому, но всё время оказывалась не в тех руках. Идея истончалась и слабела надежда народа на спасение. В результате страна прошла через отчаяние, упала на самое дно неверия и усталости — но всё же не отказалась от поиска.

Именно в этой драматической последовательности очарований и разочарований рождалось понимание: Бог откроет «настоящего государя» тогда, когда народ окончательно смирится и созреет для чуда — и одновременно для действия.

Народ в бездне разочарований

К началу второго десятилетия XVII века русский народ оказался доведён до крайней степени отчаяния. Последняя попытка обрести царя – предложение возвести на престол Владислава, католического принца, стала самым тяжёлым испытанием: это выглядело как предательство веры, как конец самой идеи православного царства. Это было самое дно — страна разорена, Москва занята интервентами, государственная власть унижена, а сама идея царя, казалось, уничтожена. Но именно в этой бездне разочарования родилось новое понимание.

Люди начали осознавать: ждать «истинного царя» как чуда недостаточно. Нужно, чтобы вся земля — не только бояре, не только дворянство, а весь народ в лице своих представителей собрался и вместе определил, кого избрать на царство. Так созревала идея справедливого выбора государя «всей землёй». Но в ней виделось не человеческое своеволие, а способ открыть Божью волю: если согласится вся земля, значит, таково решение свыше. Это было принципиально иное понимание земской соборности по сравнению с прежней соборностью, на которых утверждали оказавшихся негодными царей. 

Так постепенно формировалось убеждение, что «глас народа — глас Божий». Народ начинал верить, что Господь может говорить через соборное единодушие всей земли. И именно это убеждение подготовило идейную почву для решающего шага — созыва Земского собора 1613 года и избрания нового царя.

Ополчения и Совет всей Земли

К осени 1610 года в России не осталось настоящей власти. После свержения Василия Шуйского правление в Москве захватила Семибоярщина — семеро бояр во главе с князем Фёдором Мстиславским. Это был временный боярский совет, который формально должен был управлять страной. Но вместо того, чтобы защитить независимость, бояре признали царём упомянутого польского королевича Владислава, сына короля Сигизмунда III. Для русского сознания это было крушение самой идеи «православного царства»: на трон приглашали чужеземца, католика, сына врага, чьи войска в это время стояли под Москвой.

Такой поворот событий стал последней каплей. Народ не мог смириться с мыслью, что Россией будет править польский принц. Именно в этот момент в разных городах начали стихийно формироваться отряды, которые позже сложились в ополчения.

Первое ополчение (1611 г.) возникло в Рязани. Его возглавил дворянин Прокопий Ляпунов, к нему присоединились князья Трубецкой, Шаховский, Масальские, атаман Иван Заруцкий. Они вошли в формировавшееся Земское правительство. В Москве ополченцы попытались освободить Кремль от поляков. Но между руководителями вскоре начались распри: казаки убили Ляпунова, а само ополчение распалось. Этот горький опыт показал: без единства и глубокого осознания общего дела победить невозможно.

Настоящим переломом стало Второе ополчение (1612 г.),. Его собирали в Нижнем Новгороде. Горожанин Козьма Минин, земский староста, обратился к жителям с призывом «положить животы свои и имения» ради спасения Отечества. Люди откликнулись: торговцы отдавали деньги, простые горожане шли в ратники. Военным руководителем стал князь Дмитрий Пожарский, получивший известность как честный и храбрый воин.

Именно в лагере Второго ополчения окончательно оформился особый орган власти: Земское правительство — Совет всей Земли. Это был не кружок заговорщиков и не собрание одних бояр, а представительный орган, куда вошли военные вожди, посадские люди, дворянские выборные, духовенство. Совет решал, как вести войну, посылал грамоты по городам, собирал средства и войска. Впервые в истории государственная воля выражалась не узкой элитой, а широким собранием представителей «всей земли». Пришло осознание: народ сам, без царя, берёт ответственность за страну и это само по себе уже было чудо – в тяжёлый момент Россия не распалась, а сумела собраться воедино.

Ополчения и Совет всей Земли стали первыми проявлениями народного самоуправления на общегосударственном уровне. Они показали: сила России — в единстве и соборности. И именно это единство подготовило организационную основу для следующего шага — общенационального выбора царя на Земском соборе.

Перелом: освобождение Москвы (4 ноября 1612 года)

Осень 1612 года стала решающей в судьбе Русского государства. Второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Козьмы Минина вышло из Нижнего Новгорода и, пройдя через Владимир и Ярославль, двинулось к Москве.

В Москве сидел польско-литовский гарнизон, а Семибоярщина, утратив опору в стране, уже «напоминала голову, отделённую от туловища»: из Кремля к ополчению ежедневно бежали дворяне, стрельцы и подьячие. Внутри кремлевской крепости царили голод и разложение: наёмники опустошили казну и, теряя людей, роптали и разбегались; самый боеспособный полк ушёл из голодной Москвы, прихватив огромный обоз. Голод довёл гарнизон до зверства и людоедства, ограбленные и осквернённые церкви стояли посреди «мерзости запустения», а голодные солдаты избивали даже союзных бояр — это поставило последнюю точку в бесславной истории Семибоярщины.

Ополченцы подошли к столице в конце октября. Начались ожесточённые бои за Китай-город. Современники вспоминали, что схватки шли на каждой улице и в каждом переулке. Люди дрались не только оружием, но и голыми руками, с криками «За православную веру! За землю Русскую!».

Решающим стал день 26 октября (4 ноября по новому стилю). Русские войска пошли на последний штурм. Летописи сохранили весть, что перед боем в лагере ополчения отслужили молебен Казанской Божией Матери — и именно её образ стал знаменем освободителей. Казанская икона Божией Матери сопровождала войско от Нижнего Новгорода до стен Москвы, и с этого дня она считалась главной заступницей Русской земли.

Битва была ожесточённой: поляки отчаянно оборонялись, но силы были на исходе. Казаки, врываясь в укрепления, сбросили врага с валов, а стрельцы Пожарского прорвались в Китай-город. Враг был окружён. Польский гарнизон, потеряв надежду на помощь, капитулировал.

Когда врагов вывели из Кремля, Москва заплакала и возликовала одновременно. Современник записал: «Сей день был день радости и спасения: народ весь, стар и млад, ликовал и Богу молился, яко избавил нас от вражьего нашествия». В глазах современников это было чудо: объединённый народ, без царя, без единой династии, но с верой и общим делом, освободил свою столицу.

Этот день стал не только военной победой, но и духовным переломом. Впервые за долгие годы народ почувствовал себя хозяином своей земли. «Сама земля восстала» — так описывали современники торжество. Это было доказательство: если народ един и верен вере отцов, он непобедим.

Именно поэтому дата освобождения Москвы — 4 ноября 1612 года — спустя века стала Днём народного единства. Она символизирует момент, когда Россия поднялась из глубины Смуты и обрела надежду на возрождение.

Чудо избрания Михаила Романова

Освобождение Москвы стало переломом, но не окончанием Смуты. Вопрос оставался главным: кто будет царём? Народ, пройдя через цепь очарований и разочарований, искал не просто правителя — искал «истинного государя», в котором воплотится Божья воля.

За предыдущие годы народ успел «примерить» царский венец на самых разных претендентах. Опытный Борис Годунов не выдержал испытания легитимностью и доверием народа. Самозванцы — авантюристы, ловко использовавшие легенду о «чудесно спасшемся царевиче», — слишком явно выдавали свою фальшь. Василий Шуйский оказался слабым и зависимым от бояр. Королевич Владислав был чужд самой сути русского православного сознания. Каждый из этих претендентов на время казался выходом, но всякий раз разочаровывал, усиливая общее уныние.

Чудо произошло, когда народ оказался к нему готов и своими действиями смог приблизить его. В начале 1613 года на Земском соборе, собравшем в Москве представителей «всей земли» — бояр, дворян, посадских, духовенства, казаков, — был избран царем юный Михаил Романов. Ему было всего шестнадцать лет, он не имел ни военной славы, ни политического опыта. Он казался слабым, почти беззащитным, но именно поэтому его кандидатура примирила все враждующие стороны.

Парадоксальность этого выбора поражает. Самые прожжённые политиканы и умудрённые интригами бояре не смогли удержать «на себе» идею царя, а этот «безвластный отрок» вдруг оказался в центре соборного признания. И народ добровольно принял его власть. В полной мере рациональной логикой это объяснить невозможно. Как писали современники, «Господь указал Русской земле государя».

В этом решении выразилось главное открытие Смутного времени: глас народа есть глас Божий. Народ поверил, что его соборное единодушие — не человеческая хитрость, а проявление божественного промысла. Иррациональность этого выбора породила множество рационалистических объяснений у последующих историков: говорили и о расчётах бояр, и о молодости и покорности Михаила, и о родственных связях. Но всякая попытка объяснить его холодным рассудком рушится при сопоставлении с фактами. Всё указывает на одно: в тот момент народ увидел в Михаиле именно «истинного царя».

С его воцарением закончилась Смута. Россия снова обрела государя, а вместе с ним — законность и даже сам смысл существования. Народ, изнурённый бедствиями и обманами, успокоился, ибо наконец узнал в юном Михаиле ту фигуру, на которой идея царя «устроилась» естественно и окончательно.

Так произошло чудо избрания Михаила Романова — чудо, с которого началась новая династия и новое время. В этом чуде народ увидел руку Божию и ответ на свои молитвы. И именно в этом чудесном акте — ключ к пониманию того, почему мы празднуем День народного единства: это праздник не только победы над врагом, но и торжества соборной воли, через которую явилась воля Божия.

Значение завершения Смуты для нас, современных россиян

Чудесное избрание Михаила Романова стало для наших предков окончанием долгого пути через хаос и унижение. Россия восстала из пепла, обретя не только царя, но и уверенность в будущем. Народ снова почувствовал: у него есть законный государь, есть власть, которой можно доверять, есть сила государства, способного защитить веру и землю.

Сегодня, спустя четыре века, этот опыт звучит особенно актуально. История ясно показывает: только сильная и законная власть способна вдохновить народ на подвиги, сплотить его перед лицом испытаний. Царь в XVII веке, император в XVIII-ХХ вв., генеральный секретарь в XX веке, президент в XXI веке — для русского человека верховный правитель всегда остаётся символом государственности и гарантом её прочности.

Когда народ верит своему лидеру, когда поддерживает его — он непобедим. Государство выдерживает любые удары судьбы, противостоит внешним врагам, выходит из самых тяжёлых испытаний обновлённым и сильным. Смута XVII века напоминает нам: там, где рушится вера в государя и государство, возникает хаос и раздор. Но там и тогда, где эта вера жива, Россия всегда побеждает.

Праздник 4 ноября — это не просто воспоминание о событиях прошлого. Это живое напоминание нам, сегодняшним гражданам России: беречь наше государство, хранить верность нашему законному лидеру, быть едиными перед лицом любых угроз. В этом — наша сила, в этом — наше будущее, в этом — залог того, что Россия устоит и победит, как побеждала всегда.