Компания «Нижегородские грузовые автомобили» (НГА) запустила серийное высокотехнологичное производство легкого дизельного двигателя G 2.5 мощностью 149,6 л.с., с экологическим классом «Евро-5», предназначенного для коммерческих автомобилей.
Это разработка китайской Foton, и программа локализации рассчитана на несколько этапов с целевым показателем 80%. Инвестиции в организацию производства уже достигли 14 млрд рублей, в том числе - 8,7 млрд рублей льготных займов Фонда развития промышленности.
В компании свой инвестпроект называют «шагом вперед для российской промышленности». Пока на площадке в 45 тыс. кв. м, помимо крупноузловой сборки и испытаний, локализована лишь обработка распредвалов. Еще ряд деталей: электронный блок управления, топливную аппаратуру, стартеры, - поставляют другие российские предприятия. Отливки ключевых компонентов делают по соседству на Нижегородском литейном заводе. Но до 2027 года в НГА планируют освоить выпуск всех ключевых компонентов, включая блок и головку цилиндров, коленчатый вал, генератор, систему нейтрализации, стартер, турбокомпрессор.
Между тем стартовавшее сборочное производство само по себе является технологическим достижением. Цех площадью 20 тыс. кв. м автоматизирован на 85% - от перемещения деталей с помощью транспортных роботов до сборки (14 важнейших операций выполняют промышленные роботы) и контроля параметров. Последнее поручено MES-системе (Manufacturing Execution System -управление производственными процессами) и машинному зрению, которое следит за правильностью нанесения роборукой герметика, затяжки болтов, установки компонентов. Редким рабочим-операторам на линии помогает избежать ошибок инновационная система «умного стеллажа» - она подсвечивает групповую деталь нужного размера. Сборку завершают холодные и горячие испытания двигателя в шумопоглощающих боксах, имитирующих реальные условия эксплуатации, при этом замеряются мощность и крутящий момент (проектная величина - до 420 Нм), тестируется работа основных систем мотора. В целом, полагают в НГА, на рынке появилось не просто новое производство, а новая «полноценная компетенция, критически важная для всей отрасли».
Дизель G 2.5 - это усовершенствованная версия американского Cummins, который до 2022 года поставлялся ГАЗу для его "Газелей" и "Соболей". Китайский G 2.5 легче за счет алюминиевой головки блока цилиндров и, следовательно, более экономичен, у него 4-хлетняя гарантия - вместо 3-х лет у Cummins. Так что основной внешний покупатель локализованного движка НГА - это ГАЗ. Кроме того, НГА будет устанавливать свое изделие на собственные автомобили - среднетоннажный грузовик «Валдай 8» и городской автобус CITYMAX 8. В компании обещают также, что линейку G 2.5 скоро пополнит модель на 190 л. с., экологического класса «Евро-6», для спецтехники и стационарных дизель-генераторов.