Франко-немецкий 100-миллиардный истребитель застрял на взлетно-посадочной полосе

Читать на monocle.ru

Основные создатели нового европейского истребителя шестого поколения, Dassault и Airbus, погрязли в спорах и взаимных упреках.

Главными сторонниками милитаризации Европы, кроме руководства Евросоюза в Брюсселе, являются президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Фридрих Мерц. Не удивительно, что лидеры двух главных экономик континента пытаются расширить сотрудничество между Берлином и Парижем, в первую очередь, в сфере обороны. Однако несмотря на все усилия двух М (Макрона и Мерца) пока все совместные франко-немецкие оборонные проекты не дают желаемых результатов.  

На этой неделе лидеры Франции и Германии вновь много говорили о более автономной и сильной (в военном смысле) Европе. Они призвали к устранению бюрократических проволочек и к увеличению числа трансграничных партнерств. В качестве примера чаще всего приводят сотрудничество французского стартапа в области искусственного интеллекта Mistral AI и немецкого производителя программного обеспечения SAP SE, которые работают над рядом проектов в сфере обороны. Однако особыми успехами в главном проекте, создании франко-немецкого истребителя, Париж и Берлин пока похвалиться не могут несмотря на заявления лидеров о том, что поднять новый европейский боевой самолет в воздух является их долгом, как граждан объединенной Европы.

За 8 лет, миновавших после объявления президентом Макроном о ряде совместных с Германией проектов в сфере обороны, о которых он договорился с предшественницей Мерца, Ангелой Меркель, два проекта были закрыты, один положен на неопределенное время на полку и еще два, включая создание нового истребителя столкнулись с многочисленными проблемами и задержками.

Будущая боевая авиационная система (FCAS), так называется новый проект, представляет из себя пилотируемые и беспилотные платформы, вооружение к ним, а также сетевые технологии. Смета проекта, в центре которого находится истребитель 6 поколения, составляет порядка 100 млрд евро. Ожидается, что суперсовременный истребитель заменить «рафали» и «еврофайтеры тайфуны», которые должны быть сняты с вооружения в течение трех ближайших десятилетий.

Проблемы с новым истребителем начались сразу после того, как его создатели, которые являются конкурентами, неожиданно, наверное, для самих себя стали партнерами. Судя по результатам совместной работы ни к чему хорошему такое партнерство не привело. Глава Dassault Aviation Эрик Траппье и гендиректор Airbus SA Гийом Фори неоднократно обменивались колкостями и упреками. Траппье считает, что главная роль отведена французской компании, с чем, естественно, не согласен Фори, хотя бы потому что главным спонсором проекта является не Франция, а Германия. При этом Траппье указывает на то, что сейчас его истребитель является «суверенной» альтернативой американскому F-35 и что Украина собирается купить у Франции 100 «рафалей».

В результате частых споров и взаимных обвинений возникла ситуация, которую глава аналитического центра Edina Кристиан Моллинг очень точно назвал «фиктивным браком», заключенным между двумя очень разными партнерами, которым трудно договориться даже по самым мелким вопросам.

Трудности, с которыми на каждом шагу сталкиваются разработчики нового истребителя, наглядно показывают, что одного желания и согласия лидеров государств в таких совместных межгосударственных проектах, как FCAS, не достаточно. Необходимо согласие и на рабочем уровне, а с ним большие проблемы. Похоже, пишет Bloomberg, сейчас самое время признать, что существующая система не работает. Не исключено, что возможным выходом из создавшейся ситуации будет не объединить, а разделить усилия партнеров и отдать главную часть проекта – создание истребителя 6 поколения французам, в чем они, следует отдать им должное, преуспели, а немецкой стороне оставить другие задачи, которых вполне достаточно.