Киев получил нового врага

Украинская атака на портовую инфраструктуру Каспийского трубопроводного консорциума, качающего на мировые рынки казахскую нефть, совпала по времени и по вектору с очередными антироссийскими санкциями ЕС. Американским же нефтепромышленникам эта глупейшая акция Киева симпатий к нему явно не добавила.

Начальный участок КТК проходит через казахский Атырау (архивное фото)
Читать на monocle.ru

Автогол киевской команды

Похоже, что Киев получил нового врага. Причем, сделал это по собственной инициативе, исходя из единственного желания – пусть всем будет плохо, включая самих украинцев, главное, чтобы было плохо России. Иначе, не объяснить атаку ВСУ на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в районе Новороссийска в ночь на 29 ноября, которая как минимум существенно ухудшит отношения между Астаной и Киевом.

Казахская сторона, кстати, заявила протест по горячим следам. В заявлении МИД Казахстана говорится о возможном ухудшении отношений между странами. Астана также потребовала принять меры для предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Украинское внешнеполитическое ведомство объяснило «непонятливым» казахам, что к ним у них претензий нет и что Казахстан случайно попал под горячую руку. Главная цель атаки инфраструктуры КТК заключалась в «ослаблении военно-промышленного потенциала» России.

Возмущение Казахстана понятно и вполне объяснимо: казахской компании «КазМунайГаз» принадлежит почти пятая часть акций КТК (19%). Для Киева, однако, главное, что у российской «Транснефти» без малого четверть акций - 24%. Не останавливает его и то, что другими крупными акционерами консорциума являются американские Shevron Caspian Pipeline Consortium Company с 15% и Mobil Caspian Pipeline Company (7,5%), а также итальянская Eni International N.A. N.V. S.ar.l. с 2%.

В результате атаки дронов и катеров серьезные повреждения получило, по данным пресс-службы КТК, одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ), позволяющих без риска для окружающей среды разгружать танкеры вдали от берега. Во избежание ударов по находящимся у причалов танкерам они были срочно выведены в море. 

Пострадавшее ВПУ-2 вышло из строя на неопределенное время. Ситуацию осложняет то, что два не пострадавших причала тоже нуждаются в плановом ремонте с заменой оборудования, которое изготавливается за границей. На ВПУ-3, кстати, в момент нападения, меняли плавучие и подводные шланги. В порту Новороссийска были прекращены все работы, а танкеры были срочно выведены в открытое море. Пострадавших среди сотрудников консорциума и порта, к счастью, нет.

От катастрофы для окружающей среды спасла система безопасности подвергшегося атаке причала: в момент взрыва аварийные системы перекрыли трубопроводы, что позволило избежать попадание нефти в Черное море.

Но экономический ущерб нанесен КТК немаленький. Как минимум в десятки миллионов долларов, но с четом среднесрочных последствий, скорее всего, куда больший. Самые большие потери насчитал казахстанский эксперт по энергетическим вопросам Олжас Байдильдинов, оценивший их не менее чем в 1,5 млрд долларов.

Разговоры о случайности нападения на КТК не выдерживают критики. Это третья, вернее, даже четвертая атака на Каспийский консорциум. В феврале этого года ВСУ вывели на три месяца из строя нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Кропоткинская». 24 сентября от ударов БПЛУ пострадал расположенный в центре Новороссийска главный офис компании, а еще через два месяца, 25 ноября, украинские дроны серьезно повредили терминал КТК в Южной Озереевке, где находится главный центр управления КТК.

Удар по трубопроводной инфраструктуре произошел накануне поездки украинской делегации за океан для переговоров по вопросам мирного урегулирования. Неизвестно, обсуждалась ли эта атака на переговорах в Майами и, если обсуждалась, то каковы итоги обсуждения, но хорошо известно, что Белый дом, особенно, при Дональде Трампе защищает интересы своих бизнесменов и особенно представителей энергетического сектора.

Многозначительная случайность

В российском МИД нападение ВСУ на КТК объяснили желанием отвлечь внимание не только украинской, но и мировой общественности от громкого коррупционного скандала, который набирает обороты на Украине и который уже привел к отставке двух министров и второго человека в Киеве Андрея Ермака, со вчерашнего дня уже бывшего руководителя Офиса президента Украины. После его ухода главным переговорщиком с украинской стороны назначен Рустем Умеров, экс-министр обороны, а сейчас глава Совета национальной безопасности и обороны Украины. Зеленский назначил Умерова несмотря на то, что тот тоже является фигурантом коррупционного скандала, но пока проходит как свидетель.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал атаку украинских дронов и катеров на КТК «вопиющим случаем», а президент Владимир Путин не исключил причастности к ней европейских союзников Киева, отметив, что можно усмотреть связь между атакой Украины на КТК и новыми санкциями Евросоюза.

«Европейцы продлили санкции в отношении России, в том числе конкретно речь идет о невозможности поставок нам западного оборудования в сфере нефте- и газодобычи, — цитирует ТАСС российского президента, ответившего на вопросы журналистов во время посещения завода по производству беспилотников в Санкт-Петербурге. — Что это значит? Это значит, что два дня назад украинские вооруженные силы нанесли удар, а через два дня европейцы объявили о том, что отремонтировать эту станцию невозможно, потому что основное оборудование европейского производства, в том числе немецкой компании Siemens».

«Если бы это оборудования поступило завтра-послезавтра, то тогда и то потребовалось полтора-два месяца. А теперь что это означает? Что не будет поставлено вообще», — пояснил Путин.

«Если чисто формально посмотреть, - сказал президент РФ, - то это похоже на какие-то скоординированные действия. Но мне не хочется в это верить. Я думаю, что это случайно. Просто европейцы [идут] своим путем и не обращают внимание на то, что происходит. Но формально, если посмотреть на то, что происходит, это похоже на какую-то координацию».

Он отметил также незначительность собственно российского дохода от Каспийского трубопроводного консорциума («образно говоря, "пять копеек"» за транзит), а сама идущая по нему нефть принадлежит иностранным компаниям. А также то, что российских средств ПВО на КТК нет, поскольку это международный объект.

Важнейший маршрут

До атаки ВСУ по КТК шло на экспорт свыше 80% казахской нефти. В прошлом году, к примеру, Казахстан поставил за рубеж 68,8 млн тонн нефти, из которых 55,4 млн тонн прошли по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск. Сейчас, к слову, казахская нефть за рубеж продолжает поставляться, но не через Новороссийск, а по альтернативным маршрутам. Наверняка, резко возросла нагрузка на трубопровод Атырау-Самара, по которому в 2024 году ушли на экспорт 8,6 млн тонн казахстанской нефти. Когда по КТК вновь потечет нефть, неизвестно: сроки проведения ремонтно-восстановительных работ не объявлялись.

В нанесении ущерба портовой инфраструктуре КПК можно, пожалуй, усмотреть попытку со стороны Киева повлиять на казахских партнеров России, настроить против нее, а то и наказать их за недавний визит в Москву президента Казахстана. Но довольно-таки очевидно, что на Украине наказали сами себя и отношения нынешнего ее режима с Астаной испорчены очень сильно и необратимо.

Протяженность трубопровода Тенгиз-Новороссийск, состоящего из 15 нефтеперекачивающих станций, составляет 1511 километров. Кроме казахской нефти с запада Казахстана (месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак), по нему течет и немного нефти российских нефтегазовых компаний. Его мощность на территории Казахстана составляет 72,5 млн тонн нефти в год, а на территории России – 83 млн тонн.

Перенаправление нефти на альтернативные маршруты обойдется КТК недешево. Так, стоимость прокачки по наиболее логичному альтернативному маршруту Баку—Тбилиси—Джейхан (БТД) почти в три раза больше, чем на КТК. Кроме этого, нефть нужно переправить на танкерах через Каспийское море и перегрузить.