Эксперты прогнозируют в 2026 всего лишь одно снижение ставки.
Вчерашнее снижение ключевой ставки в США на «стандартные» 0,25% до 3,5%-3,75% стало третьим снижением подряд. В следующем году ФРС будет ослаблять монетарную политику значительно более сдержанно, чем в 25-м и, по прогнозам экспертов, снизит ставку один или максимум два раза.
Собравшиеся на последнее в 2025 году заседание Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) руководители Федрезерва, центрального банка США, давно не были так разделены по главному вопросу: изменению ключевой ставки. За снижение ее на ставшие уже привычными четверть процента проголосовали 9 человек, 3 были против. Кстати, последний раз три члена Комитета выступали против «главной линии партии» 6 лет назад, в 2019 году. За сохранение ставки выступали двое региональных президентов ФРС: Остан Гулсби из Чикаго и Джефф Шмид из Канзас-Сити, а член Совета управляющих Стивен Миран, назначенный в ФРС Трампом в сентябре, был за снижение ставки, но как и раньше, требовал ее снижения на 0,5%.
Разобщенность FOMC по монетарной политике отразилась и в заявлении, выпущенном после заседания, которое всегда с нетерпением ждут рынки и инвесторы: оно было выдержано в мягких выражениях, что свидетельствует о расколе в руководстве ФРС по ставке и по вопросу, что с ней делать в 2026 году.
После заседания FOMC глава Федрезерва Джером Пауэлл рассказал журналистам, что американский центробанк сделал достаточно для поддержки экономики и при этом старался сбалансировать реакцию как на рост безработицы, так и на рост цен в магазинах.
«Дальнейшая стабилизация нашей (монетарной) политики должна помочь стабилизировать ситуацию на рынке труда и не мешать инфляции продолжить снижение к 2% после того, как пройдут последствия ввода тарифов»,- цитирует Reuters главного банкира Америки.
Однако отвечать на вопрос, когда ФРС вновь снизит ставку, Пауэлл отказался, добавив однако, что не считает сейчас изменение ставки приоритетной задачей банка. После этих слов Джерома Пауэлла, который, к слову, в мае следующего года покинет свой пост, рынки и инвесторы снизили свои ожидания на следующий год с 3 снижений до 2. Между тем, многие эксперты и экономисты заговорили вообще об одном снижении.
Разногласия в руководстве главной американского банка касаются ставшего в последние годы экзистенциальным для США вопроса: что представляет более серьезную опасность и угрозу для американской экономики: слабый рынок труда или упрямая инфляция? В своем вчерашнем заявлении FOMC явно неспроста вернулся к риторике последнего заявления 2024 года, сделанного накануне долгой паузы в ослаблении монетарной политики, затянувшейся на 9 месяцев.
Кроме снижения ключевой ставки, руководство ФРС договорилось о новых закупках центробанком краткосрочных трежерис для поддержания их солидного запаса в банковских резервах.
О расколе в руководстве Федрезерва американские СМИ начали писать несколько недель назад. После снижения ставки в октябре несколько членов Совета управляющих и FOMC неожиданно заговорили об опасности, которую несет в себе упрямая инфляция, и недвусмысленно намекнули, что они выступают против дальнейших снижений ставки. И все же осенью в руководстве ФРС возобладало мнение, что слабый рынок труда представляет более серьезную угрозу для американской экономики, чем инфляция, и что в этом году необходимо еще одно снижение ставки.
Раскол, начавшийся в FOMC еще в июне, объясняют противоречивые данные по экономике. Так, безработица в сентябре выросла с июньских 4,1% до 4,4%. Однако цены, свидетельствующие об уровне инфляции, один из главных показателей, принимаемых ФРС во внимание при определении монетарной политики, выросли в годовом выражении в сентябре до 2,8%. То есть инфляция в начале осени осталась значительно выше целевых 2%, принятых в Федрезерве. Принятие решения по ставке еще больше усложнил в конце года рекордный по длительности шатдаун правительства. Одним из последствий, напомним, стал полуторамесячный перерыв в появлении экономической статистики, на которую ориентируется руководство ФРС.