Гонка за снижение цен и ценовые войны на китайском рынке электромобилей привели к настолько значительному снижению издержек, что Китай имеет конкурентное преимущество на зарубежных рынках благодаря доступным автомобилям.
По всей видимости, доминирование Китая на мировом рынке электромобилей будет только усиливаться, поскольку изменения в политике Европы и стратегический отход американских автопроизводителей снижают конкурентное давление, в то время как китайские производители электромобилей агрессивно продвигаются на зарубежные рынки.
Бурно развивающийся китайский рынок электромобилей сталкивается со своими собственными проблемами, особенно с избытком батарей и производственных мощностей, снижающим прибыль производителей электромобилей, пишет Oilprice. Однако, гонка за снижение цен и ценовые войны на китайском рынке электромобилей привели к настолько значительному снижению издержек, что Китай имеет конкурентное преимущество на зарубежных рынках благодаря доступным автомобилям.
Столкнувшись с тарифами в США и ЕС, Китай захватывает бурно развивающиеся рынки Латинской Америки и Юго-Восточной Азии и по-прежнему сохраняет конкурентное преимущество в Европе.
Для Китая экспортный рынок за последние два года сократился на фоне высоких пошлин в Соединенных Штатах, где автомобили облагаются 100% таможенными пошлинами, и пошлин в Европейском союзе в размере от 17% до 38% в зависимости от производителя.
Европа проигрывала гонку с Китаем, но даже с учетом пошлин китайские электромобили конкурентоспособны в ЕС, поскольку традиционные европейские автопроизводители столкнулись с резким ростом цен на энергоносители, задержками в цепочке поставок и более медленным, чем предполагалось, внедрением электромобилей.
Даже с учетом пошлин китайские автопроизводители «обладают достаточным преимуществом, чтобы конкурировать» в Европе, заявил Bloomberg Йель Чжан, управляющий директор шанхайской консалтинговой компании Automotive Foresight .
На этой неделе ЕС сделал еще один шаг назад в конкуренции за лидерство в области электромобилей. Под давлением Германии, Италии и автомобильной промышленности Европейская комиссия предложила ослабить фактический запрет на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года.
Новые правила позволят подключаемым гибридам (PHEV), автомобилям с увеличенным запасом хода, мягким гибридам и автомобилям с двигателями внутреннего сгорания продолжать играть свою роль и после 2035 года, помимо полностью электрических и водородных автомобилей.
В последние месяцы автомобильная промышленность ЕС пострадала от американских пошлин, китайских ограничений на экспорт редкоземельных элементов, падения спроса в ЕС и конкуренции со стороны более дешевых автомобилей китайского производства, несмотря на пошлины на электромобили китайского производства.
Смягчение запрета на выбросы парниковых газов до 2035 года вызвало неоднозначную реакцию в европейской промышленности. Например, компания Volvo заявила , что «ослабление долгосрочных обязательств ради краткосрочной выгоды рискует подорвать конкурентоспособность Европы на долгие годы вперед».
Немецкий Volkswagen высоко оценил этот шаг, заявив, что «открытие рынка для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания при одновременной компенсации выбросов является прагматичным решением и соответствует рыночным условиям».
Рыночные условия вынудили Volkswagen закрыть свой первый производственный завод в Германии за 88-летнюю историю. Завод Transparent в Дрездене, где производился электромобиль ID.3, в этом месяце окончательно прекратил выпуск автомобилей.
Хотя решение было непростым, оно было «абсолютно необходимым с экономической точки зрения», — заявил Томас Шефер, главный операционный директор бренда Volkswagen.
Немецкая ассоциация автомобильной промышленности VDA резко раскритиковала предложение ЕС об ослаблении запрета, назвав его «катастрофическим» пакетом мер. «То, что кажется большей открытостью, сопряжено с таким количеством препятствий, что рискует остаться неэффективным на практике».
Европейская группа T&E, выступающая за экологически чистый транспорт и энергетику, заявила, что «расширение продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания отвлечет инвестиции от электромобилей, в то время как Китай будет продолжать стремительно развиваться».
США также отстают в этой гонке. На этой неделе компания Ford Motor Company объявила о масштабной перестройке своей стратегии, списав 19,5 миллиардов долларов, поскольку она «больше не планирует производить отдельные более крупные электромобили, экономическая целесообразность которых снизилась из-за более низкого, чем ожидалось, спроса, высоких затрат и изменений в законодательстве».
В условиях отмены субсидий администрацией Трампа и изменения регулирования, которое может смягчить требования к экономичности топлива для автопроизводителей, приоритет отдается доступности, выбору и прибыли.
Согласно прогнозу BloombergNEF, продажи электромобилей в США замедляются и сталкиваются с неопределенностью из-за изменений в политике, в то время как Китай доминирует на мировом рынке электромобилей: более половины продаваемых там автомобилей сейчас являются электрическими.
Между тем, как показало исследование BloombergNEF, «в некоторых развивающихся странах наблюдаются рекордные продажи, поскольку появляется все больше недорогих моделей электромобилей, ориентированных на местных покупателей».
Вьетнам и Таиланд в Юго-Восточной Азии, а также Бразилия за последние два года продемонстрировали резкий рост продаж электромобилей, и сейчас уровень проникновения электромобилей в эти страны выше, чем в более богатых странах.
Согласно отчету аналитического центра Ember, специализирующегося на чистой энергетике, опубликованному на этой неделе, развивающиеся рынки за пределами Китая являются движущей силой роста мировых продаж электромобилей.
Например, согласно анализу Ember, Индонезия в этом году достигла 15% доли электромобилей, впервые обогнав Соединенные Штаты. Таиланд достиг 20% и продал больше электромобилей за первые три квартала 2025 года, чем Дания. Сингапур и Вьетнам достигли доли продаж электромобилей около 40% каждый, превзойдя показатели Великобритании и ЕС. В Латинской Америке Уругвай, Мексика и Бразилия также наблюдают бурный рост продаж электромобилей.
По словам Эмбера, все эти развивающиеся рынки являются движущей силой роста экспорта электромобилей из Китая.
Анализ показал, что с середины 2023 года почти весь рост китайского экспорта электромобилей приходится на рынки стран, не входящих в ОЭСР. Бразилия, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Индонезия входят в десятку крупнейших направлений китайского экспорта электромобилей, поскольку их правительства ввели политику поддержки внедрения электромобилей.
«Развивающиеся рынки определят будущее мирового автомобильного рынка», — заявил Юэн Грэм, глобальный аналитик по электроэнергии и данным в компании Ember.
В условиях, когда Европа и США отказываются от своих обещаний и планов по производству электромобилей, Китай имеет хорошие возможности для того, чтобы увеличить свое лидерство в гонке за завоевание мирового рынка электромобилей.