Как доставить коже кислород из воздуха

Компания Faberlic уже около 30 лет выпускает кислородную косметику, и аналога этой инновации до сих пор на рынке нет. А есть попытки расширительно трактовать «кислородное» направление в косметологии, игнорируя фундаментальный характер изобретения, из которого оно выросло.

Читать на monocle.ru

Идея кислородной косметики родилась в 90-е годы XX века, а в ее основу легла уникальная разработка советских ученых конца 70-х годов - искусственный заменитель крови с функцией переноса кислорода, запатентованный позднее как перфторан. При этом спектр действия препарата был весьма широк: помимо борьбы с острой кровопотерей его применяли при лечении тромбоэмболии, инсультов и инфарктов, в офтальмологии, стоматологии, гинекологии, а также дерматологии. Это последнее свойство перфторана - выраженное благотворное влияние на кожу решили использовать основатели компании Faberlic при создании нового вида косметики, кислородной. В 1997 году они приобрели патент на производство перфторана, и менее чем через год на его основе был создана кислородная косметическая микроэмульсия под патентным и торговым названием Aquaftem, которую Faberlic стал использовать в различных линейках своей продукции.

С тех пор рынок привык к понятию кислородной косметики, более того, продукты с таким названием появились у ряда игроков, а некоторые из них даже заявляют, что изобрели свой, альтернативный механизм действия «кислородного» препарата. Однако у косметики на основе Aquaftem есть принципиальное отличие от других: она способна поглощать кислород из воздуха и доставлять его в  глубокие слои кожи ( средняя толщина эпидермиса 0,1 мм). По-научному это называется трансдермальной системой доставки кислорода в кожу. А фактически это активизация с помощью косметики естественного процесса дыхания кожи через ее верхний слой, который в жизни отвечает за поступление 3-5% всего кислорода в организм, но по разным причинам может давать сбои или затухает с возрастом. Благодаря притоку кислорода в коже активнее протекают все физиологические процессы, такие как синтез белков, обновление клеток, микроциркуляция. При этом надо отметить, что дышим мы точно таким же кислородом. А точнее, кислород, который захватывает и доставляет Аквафтем молекулярный, точно такой же, какой попадает через легкие и переносится эритроцитами.

Альтернативная «кислородная» косметика базируется на совершенно других подходах. Это может быть стимуляция притока кислорода к клеткам кожи изнутри, через кровь. Но слабым местом здесь является то, что в эпидермисе отсутствуют кровеносные сосуды.  Питание идет из дермы. Кожа «умная», убрала кровеносные сосуды из самого внешнего слоя. Иначе постоянное покраснение и раздражение нам было бы обеспечено.

Чтобы решить эту проблему некоторые препараты, которые можно отнести к альтернативной «кислородной» косметике, направленны на улучшение работы митохондрий клеток кожи, отвечающих за выработку клеточной энергии из кислорода. Очень редко, но встречаются попытки ввести кислород в косметический продукт. Однако зачастую «жидкий кислород» является обычным раствором перекиси водорода. Молекула перекиси водорода при контакте с кожей действительно распадается на кислород и воду, но распад идет по свободнорадикальному цепному механизму, то есть с образованием свободных радикалов, а это нежелательный побочный эффект

Между тем для компании Faberlic производство кислородной косметики сопряжено с постоянными исследованиями, в том числе нацеленными на модернизацию микроэмульсии Aquaftem с тем, чтобы повысить ее эффективность. Этим занимается корпоративный Центр научных разработок (ЦНР), защитивший в итоге 34 патента на изобретения в области косметологии, дерматологии и технологии. В числе исследований ЦНР - мониторинг оксигенации кожи, проведенный на базе 1-го Московского Медицинского университета и 23 клинической больницы. С помощью оксигенометра измерялось чрезкожное напряжение кислорода во времени. У людей с нарушением оксигенации через 15 минут после применения кислородной косметики напряжение кожи возрастало в среднем на 20% и не падало более 3 часов. При нормальной оксигенации кожи эффект от использования косметики составлял в среднем 8%. Последнее, кроме всего прочего, говорит о том, что кожа не возьмет «лишнего» кислорода, это еще один довод в пользу безопасности настоящей кислородной косметики.