Структура активов двух известных дочерних банков, чьи головные банки находятся за границей, совершенно отлична от той, что характерна для крупнейших российских банков, с которыми их можно сравнить.
В 2025 году российские подразделения банков Райффайзен и ЮниКредит показали очень неплохую прибыль. По данным отчетности, которую они предоставляют в ЦБ, за 11 месяцев этого года они получили 150,6 и 49,3 млрд рублей чистой прибыли соответственно. Райффайзен превзошел показатель аналогичного периода прошлого года на 14,5%, а ЮниКредит недобрал 4,9%.
Однако, самое интересное в этой истории заключается в том, что оба банка, в особенности Райффайзен, показали рентабельность активов (ROA) значительно выше не только средней по сектору, но и выше, чем у таких традиционных (среди крупных банков) лидеров по эффективности, как Сбер и Т-Банк. ROA российского Райффайзена за 11 месяцев 2025 года составила 7,3%, ЮниКредита – 6,1%, Сбера – 2,5%, Т-Банка – 1,9%.
Рентабельность капитала (ROE) также была на высоте (23,5% – Райфф, 14,9% – ЮниКредит), но уже вполне близко к Сберу (21,7%) и Т-Банку (19,9%). Для сопоставимости этих показателей мы рассчитали их сами по данным отчетности банков в ЦБ, приведенных к более человеческому виду «Порталом банковского аналитика», и дальше в основном будем использовать те же данные.
Как этим иностранным банкам удалось так хорошо заработать, особенно на фоне декларируемого Райффайзеном сокращения бизнеса в России и уже многолетних попыток этих двух банков продать свой российский бизнес? С продажей, конечно, ситуация особенно интересная, ведь если их кто-то купит, то они мгновенно лишатся все еще сохраняющейся защиты от санкций, которую им обеспечивают правительства родных стран. Впрочем, Австрия уже начинает поддаваться давлению со стороны ЕС.
Конечно, и Райфф, и ЮниКредит детальную отчетность с аналитикой после 2021 года не публикуют. Остается смотреть только обязательную отчетность банков для ЦБ и сокращенную квартальную по РСБУ. Чем интересна структура активов этих банков по последним доступным данным на 1 декабря 2025? У них очень высока доля средств на корреспондентских счетах – 17,5% и 19,2% от активов соответственно. Для сравнения, у Сбера 3,4%, у Т-Банка 5,3%. Напомним это счета, которые одни банки открывают в других для проведения расчетов (обычно для трансграничных).
Другой интересный момент в балансе этих банков: доля депозитов в ЦБ составляет какие-то заоблачные 40% и 42,1%. У Сбера и Т-Банка в этой позиции по нулям. Кредиты, выданные другим банкам, тоже достаточно велики, а вот портфель кредитов юрлицам и физлицам у «иностранцев» до неприличия маленький – 11,1% и 8,7% (для сравнения у Сбера – 70%, Т-Банка – 54,8%).
В этой истории есть еще один интересный сюжетный попорот. Он заключается в том, что, по данным отчетности Райффа за 9 месяцев 2025 года, большую часть прибыли этот банк получил не в виде комиссионного, как можно было подумать, а в виде процентного дохода.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в отчетности ЮниКредита. Получается, что при всех выгодах от проведения трансграничных платежей, гораздо больше денег иностранные банки получили, просто разместив остатки в ЦБ и других банках (и при этом минимизировав проценты по депозитам и текущим счетам для клиентов). Похоже, что сокращение нормального банковского бизнеса, временно свободные деньги и сверхвысокая ключевая ставка творят финансовые чудеса.