Что не так с ПАК

Правительство предлагает стимулировать разработку и выпуск отечественных программно-аппаратных комплексов для управления технологическими процессами за счет заключения офсетных контрактов между потребителями и производителями.

Участники совещания побывали на производстве
Читать на monocle.ru

За координацию взялось государство

Перед российской промышленностью стоит задача замены иностранных программно-аппаратных комплексов (ПАК) на доверенные отечественные.

Программно-аппаратный комплекс — это оборудование, то есть «железо», с написанным под него программным обеспечением, выполняющее определенные задачи по управлению производственными процессами. Это могут быть, например, контроль и дистанционное управление агрегатами и станками, добычей углеводородов и их транспортировкой, анализ данных, прогнозирование и т.д. Собственно, на базе программно-аппаратных комплексов функционируют систему управления технологическим процессом (АСУ ТП).

В нынешних условиях опора на иностранные ПАК ставит под угрозу корректное протекание производственных процессов: из-за санкций производители иностранных комплексов отказали в их поддержке, что ослабляет защиту от кибератак, да и возможность дистанционного отключения оборудования или изменения режима его работы также нельзя скидывать со счетов.

Собственно, эти угрозы и предлагается снять за счет замены иностранного оборудования и программного обеспечения на отечественные на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Еще в 2017 году был принят федеральный закон №187 «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», который и регулирует отношения в области обеспечения безопасности КИИ.

Значительное число объектов критической инфраструктуры сосредоточено в топливно-энергетическом комплексе страны. По данным Минэнерго, их порядка около 10 тыс. Предприятия ТЭК технологически продвинуты — на долю комплекса приходится более 50% рынка автоматизированных систем управления технологическим процессов. В свое время компании активно закупали передовое иностранное оборудование, в том числе и ПАК.

Теперь же, переход на отечественные программное обеспечение и программно-аппаратные комплексы, российскому ТЭКу, по оценкам, будет стоить порядка 1 трлн рублей. И хорошо, что не единовременно. А сделать это быстро не получится, поскольку исполнить такой заказ российская электронная промышленность пока не в состоянии.

Надо сказать, что изначально, согласно 187 ФЗ, предприятия ТЭК должны были перейти на отечественные системы до 1 января 2025 года. Затем срок был сдвинут до 1 января 2030 года. Однако есть подозрения, что и эта дата может быть изменена.

Дело в том, что российская радиоэлектронная промышленность пока не в полной мере удовлетворяет запросам ТЭК. Нет соответствующих мощностей, нет части электронно-компонентной базы, да и не все программно-аппаратные комплексы уже разработаны, чтобы быть поставленными на поточное производство.

Нужно свести между собой интересы предприятий топливно-энергетического комплекса и производителей ПАК. Первым нужно оптимальное с точки зрения цена-качество и функциональности оборудование, а вторым — инвестиции в разработку и расширение производственных мощностей, получить которые можно было бы, имея значимый контракт на поставку ПАК.

Попытку свести интересы сторон предприняли в ходе совещания с представителями компаний ТЭК заместитель министра энергетики Эдуард Шереметцев, заместитель главы Минпромторга, курирующий радиоэлектронную промышленность, Василий Шпак и член правления ТПП Владимир Гамза. Со стороны бизнеса в мероприятии участвовали представители компаний как с государственным участием, например, Россети, Русгидро, Роснефть, Транснефть, РЖД, так и частного сектора — Лукойл, Сибур, Т-Плюс и ряд других. Поскольку совещание проходило на площадке разработчика и производителя электронных устройств для промышленности компании «АТБ Электроника», то от принимающей стороны был исполнительный директор Роман Дементьев.

«Закон десяти тапок»

Как считает Эдуард Шереметцев, решению проблемы импортозамещения ПАК могло бы помочь заключение офсетных контрактов между предприятиями ТЭК и радиоэлектронной промышленности. Офсетный контракт, это длительный контракт, предполагающий определенные инвестиционные обязательства со стороны поставщика, который должен вложиться в расширение производства для выпуска продукции, необходимой заказчику.

«Долгосрочные контакты позволили бы заказчику быть уверенным в том, что он получит продукцию в оговоренный и срок и в оговоренных объемах, — отметил Эдуард Шереметцев. — И при предсказуемой цене, которая может как-то индексироваться в зависимости от инфляции и каких-то еще конъюнктурных вещей».

Он также отметил, что наличие длительного контракта позволяет производителю получить под него кредит в банке, например, под покупку оборудования. «Этот договор фактически является ценной бумагой, которая говорит о том, что у тебя есть работа, есть доход и ты сможешь с этого дохода выплатить кредит».

При этом заместитель министра в очередной раз высказался по поводу препонов, которые крупные компании создают на входе для нового оборудования.

«Давайте говорить прямо, если у нас кто-то что-то изобрел, то ему придется десять тапок стоптать, десять голов разбить, прежде чем попасть с новым изделием в какую-то компанию. Я понимаю, что у них есть какие-то процедуры, но тем не менее, надо быстрее делать так, чтобы наши новые отечественные решения, особенно те, которые по функционалу превосходят иностранные, быстрее появлялись в компаниях».

Для усиления эффекта Эдуард Шереметцев привел пример действий промышленности СССР во время Отечественной войны, когда придуманная инженером Уралвагонзавода поворотная коронка для сменных фрез, позволяющая повысить на несколько порядков производительность, была внедрена по всей стране в течение двух недель.

«А у нас начинается: “Ууууууу… Ты сходи в мою научную лабораторию, там сидит два человека, которые раз в полгода могут обратить внимание на какую-то новую железку”. Давайте, если вы не хотите отказываться от этих структур, хотя бы сделаем так, чтобы, выданные одной компанией сертификаты на изделия, признавались другими, — предложил замминистра. — «А то сходил в одну компанию поклонился, во вторую, третью, четвертую, везде по шесть миллионов за сертификацию заплатил, в итоге изделие подорожало».

Надо сказать, что четкого ответа на предложение Эдуарда Шереметцева: «мы готовы к заключению офсетных контрактов» от представителей компаний в ходе совещания не поступило. Однако, например, представитель Транснефти рассказал, что компания заключает со своими поставщиками длительные контракты, где фиксируется цена на продукцию, что позволяет производителям планировать свою деятельность и инвестиции в разработку и производство необходимой отрасли продукции.

Так что в ближайшее время дискуссия будет продолжена, а Минэнерго намерено разработать и предложить компаниям ТЭК механизмы, позволяющие разрешить проблему обеспечения отрасли программно-аппаратными комплексами российского производства.