Агентство вбросило тему гигантской финансовой диверсии Европы против США

В качестве последнего средства борьбы против «гренландских» тарифов Трампа европейцы могут продать все американские облигации и акции. Но организовать это будет очень трудно.

Читать на monocle.ru

Кроме зеркальных тарифов и прочих мер в ответ на тарифы, которые Дональд Трамп намерен ввести с 1 февраля против 8 европейских стран, наиболее активно выступающих против присоединения Гренландии к США, у европейцев есть одно последнее средство. Это продажа американских активов, т.е. трежерис и акций американских компаний, оцениваемых минфином США в 10 трлн долларов.

В Европе находится до 40% всех американских гособлигаций, больше всего американских активов в Великобритании и Норвегии. Правда, львиная часть этих активов находится у частных инвесторов, т.е. политикам будет непросто заставить владельцев продать их. Тем не менее, эта тема мера стала обсуждаемой.

«Несмотря на всю военную и экономическую мощь, у США имеется одна большая слабость: они зависят от других стран, которые, покупая трежерис и акции американских компаний, фактически оплачивают их громадный внешний дефицит, — приводит Bloomberg комментарий топ-менеджера Deutsche Bank Джорджа Саравелоса. — В нынешней обстановке, где угроза геоэкономической стабильности западного союза уже приобрела экзистенциальный характер, не очень понятно, почему европейцы должны [и дальше] играть эту роль».

Конечно, потенциальная вепонизация (использование в качестве оружия) американских активов, находящихся в Европе, будет означать очень серьезное обострение и без того существенных разногласий между Брюсселем и Вашингтоном.

Как подчеркивает Bloomberg, эта мера является, похоже, самым мощным и эффективным средством противодействия экспансионистским планам президента Трампа в отношении самого большого на планете острова. Но не следует забывать, что продажа американских активов в таких масштабах обязательно отразится на глобальных рынках и поднимет торговую войну между Новым и Старым Светом до масштабов глобального финансового кризиса. Она будет означать очень серьезное обострение и без того существенных разногласий между Брюсселем и Вашингтоном. Необходимо помнить и то, что, кроме Америки, вепонизация американских активов европейцами причинит большой урон и европейским инвесторам.

Пока в качестве реальных ответных мер Евросоюза можно привести приостановку ратификации Европарламентом июльского торгового соглашения между ЕС и США, а также переговоры между европейскими странами о вводе ответных тарифов на американские товары на 108 млрд долларов.

«Дефицит чистой международной инвестиционной позиции (NIID) США огромен, — объясняет главный стратег по валютам в Societe Generale SA Кит Джукс. — Он представляет серьезную потенциальную угрозу для доллара, но лишь в том случае, если зарубежные владельцы американских активов захотят сами понести большие убытки. Это может произойти, если европейские держатели американских активов перестанут их или покупать, или решат их продать. Конечно, ситуация должна еще больше обостриться, причем, очень значительно, чтобы они ради политики решили пойти на такие жертвы».

Отметим, что на этом фоне есть три актива, которые уже выигрывают. Это золото и евро с швейцарским франком.

Насколько вепонизация американских активов в Европе реальна? Конечно, определенная их часть находится у государственных организаций, самой крупной из которых является суверенный фонд Норвегии. На эту часть власти могут как-то влиять. Но все же большая часть — у великого множества частных инвесторов. К тому же, владельцами немалого объема американских ценных бумаг, географически привязанных к Европе, являются частные инвесторы и организации из других регионов. И первые, и вторые находятся вне зоны досягаемости европейских властей, причем, если на первых власти еще могут как-то повлиять, то вторые от них никак не зависят.

Это значит, что даже в том случае, если в Брюсселе вдруг захотят вепонизировать американские активы, сделать это будет технически очень сложно. Настолько сложно, что, как подчеркивает Bloomberg, сейчас европейцы даже теоретически не рассматривают такую возможность, хотя, конечно, прекрасно знают о ее существовании.

«У ЕС очень мало возможностей для того, чтобы заставить европейских частных инвесторов продать долларовые активы, — подчеркивает Карстен Бржески из ING Groep NV. — Он может только попытаться уговорить или заставить их больше покупать активов в евро».