Частные китайские инвесторы с небывалой активностью покупают активы за границей.
Несмотря на трамповские тарифы, главной задачей которых было обвалить сначала китайскую торговлю, а затем и всю экономику, экспорт Поднебесной не только выстоял, но и установил рекорд.
Торговый профицит КНР в прошлом году составил 1,2 трлн долларов. И теперь этот триллионн выплескивается на планету. Сотни миллиардов постепенно уходят за границу, на глобальные рынки.
На эти миллиарды китайские инвесторы и китайские компании уже начали активно покупать в больших количествах иностранные ценные бумаги, а также напрямую вкладывать их в предприятия.
Две трети профицита попали не в хранилища Народного банка Китая (PVOC), а ушли в частный сектор. Согласно агентству Bloomberg, за три первых квартала прошлого года зарубежные активы китайских частных инвесторов выросли, по данным финансового регулятора КНР, более чем на 1 трлн долларов. Это более чем вдвое больше среднего показателя за последние 10 лет. Причем, половина из этого триллиона – 535 млрд долларов была потрачена на покупки акций американских компаний и европейских гособлигаций.
Особенно активным в отношении приобретений был сентябрь: сумма покупок иностранных активов за первый осенний месяц превысила годовой объем таких приобретений за любой год последних двух десятилетий. И в основном это происходило в виде прямых инвестиций, которые шли на строительство фабрик, заводов и складов за границей, а также на расширение штата в зарубежных отделениях китайских компаний.
К концу сентября китайские частные инвесторы уже имели зарубежных активов на 7,8 трлн долларов. Причем, темпы их роста почти в 5 раз превышали темпы роста валютных резервов центробанка. Сейчас зарубежные активы частных инвесторов в КНР превосходят по объему все зарубежные активы Японии, второй экономики Азии.
«По мере роста китайских частных инвестиций китайские деньги неизбежно будут играть все более заметную роль в глобальных потоках капитала», — цитирует Bloomberg экономиста Fidelity International по Азии Пэйцянь Лю.
Перемены, конечно, большие. Достаточно сказать, что еще менее двух десятилетий назад экспортеры были обязаны передавать каждый заработанный за границей доллар государству. После вступления Китая в начале нулевых в ВТО и резкого скачка экспорта у страны сильно выросли валютные резервы, что привело к росту инфляции и усилению давления со стороны Запада. Сейчас вместо того, чтобы продавать валюту за юани центробанку, экспортеры распоряжаются ей по своему усмотрению.
Насколько устойчивыми окажутся изменения, будет зависеть от внутренней ситуации в Поднебесной. Пока в Пекине считают тенденцию полезной, потому что таким образом китайские компании существенно смягчают действие западных санкций и усложняют работу западных регуляторов.
Сейчас переток капитала из центробанка в частный сектор достиг таких масштабов, что, как подчеркивает Bloomberg, зарубежные активы неправительственного сектора в прошлом году впервые превзошли даже общий внешний долг.
«2025 год может стать началом превращения Китая в зрелое чистое кредитное государство», — объясняют клиентам в аналитической записке экономисты Bank of China International Securities.