Нужно ли России входить в Совет мира?

Президент Соединённых Штатов Дональд Трамп одержим новой идеей. Он хочет создать так называемый Совет мира – некий орган из группы государств, который для начала должен будет администрировать мирный процесс в Секторе Газа.

Геворг Мирзаян
Читать на monocle.ru

Однако при этом американский лидер не скрывает, что рассматривает этот Совет в гораздо более широком ключе. По его мнению, данный орган должен администрировать мирное решение многочисленных кризисов в мире и по факту заменить собой Организацию Объединённых Наций, включая Совет безопасности.

Американский президент уже предложил России войти в этот совет. И его логика понятна. Россия на сегодняшний день является одной из ключевых мировых держав. Можно сколько угодно оценивать её мощь исключительно по экономике, как это делали многие недоброжелатели, но современные международные отношения показывают, что не только экономика имеет значение. Свою роль играют и наличие Вооружённых сил, а также политической воли для их применения. Не говоря уже о влиянии на глобальные процессы. И Россия является одной из трех (наряду с Китаем и США) державой, которая лидирует в мире по совокупным показателям. Без неё Совет мира будет куцым, а с ней – полным.

К тому же Россия является одной из ключевых держав, которые сейчас пытаются формировать многополярный мир на некой незападной основе. Втягивание её в совет под руководством Соединённых Штатов позволит Трампу серьезно подорвать концепцию незападного многополярного мира, лишить процесс его формирования динамики.

Вопрос в том, нужно ли это вхождение России? Предложение Трампа для Москвы несет как очевидные плюсы, так и не менее очевидные минусы.

Первым плюсом является добивание изоляции. Приглашая Россию в Совет мира, Дональд Трамп, тем самым признает её роль в современной мировой политике. Признает, что игнорирование России, которым так долго занимались западные страны, бесполезно и бессмысленно.

Вторым плюсом является взгляд в будущее. У Совета мира, кто бы там что не говорил, есть определенный шанс заменить ООН или, как минимум, перехватить часть ее функций. Особенно в том случае, если в этот Совет войдут все те страны, которых Трамп туда пригласил, а также если США будут системно развивать этот орган и не подрывать его роль какими-то своими односторонними акциями. А значит лучше войти в него в статусе одного из учредителей, дабы влиять изнутри, нежели чем остаться в стороне, а потом стучать в дверь.

Собственно, на этом плюсы заканчиваются. И дальше начинаются минусы.

Во-первых, России невыгодно, чтобы Совет мира каким-то образом подменял ООН. В Организации Объединенных Наций у Москвы привилегированное положение – она является постоянным членом Совбеза, может ветировать решения. Структура Совета мира же подразумевает, что голос России будет лишь одним из многих, а значительную (если не ключевую) роль в процессе принятия решений играет Вашингтон. То есть, проще говоря, Совет мира – это попытка сформировать новую основу однополярного мира в виде многополярной структуры.

Отсюда идет во-вторых – войдя в Совет мира и легитимируя его своим участием, Москва ставит крест на всех своих многолетних попытках создать многополярный мир. Все концепции, все заявления, все инвестиции в тот же ШОС или БРИКС (как и систему евразийской безопасности в целом) станут бессмысленными.

В-третьих, войдя в Совет мира, она тем самым докажет правоту многих скептиков на Глобальном Юге, уверявших, что российский разворот на Восток – это фикция. Что как только Запад поманит пальчиком, Россия снова вернется в его объятья. И, как следствие, Россия испортит свои отношения с Индией и, особенно, с Китаем.

В-четвертых, она испортит отношения с Ираном и с исламским миром в целом. Вступление в Совет мира под руководством США означает, что Москва принимает американский подход в отношении Сектора Газа. Подход, который подразумевает изгнание всех жителей оттуда (проще говоря, геноцид) и превращение Сектора в подконтрольную Америке территорию. Получится, что Россия разделит с США ответственность за миллионы палестинских беженцев и очевидный в этом случае всплеск мусульманского терроризма (одной из целей которого станет Москва).

В-пятых, России в целом невыгодно, чтобы Совет мира превращался в этакого главного регулятора глобальных процессов. ООН, при всех своих минусах, имеет очевидный плюс – в нем участвуют все государства. Все они заседают в Генеральной Ассамблее и принимают там какие-то решения. А значит у всех из них есть иллюзия того, чтоб они влияют на глобальные процессы. И эта иллюзия – в эпоху, когда все страны начинают ценить собственный суверенитет – создает некую стабильность и легитимность принимаемых в ООН решений. В Совете мира, где заседают избранные, этой иллюзии не будет.

Наконец, в-шестых, соглашаясь на вступление в Совет Мира, Россия фактически легитимирует его право (то есть право США) вмешиваться в любые региональные конфликты – в том числе те, которые происходят в российской сфере влияния. То есть в Средней Азии, на Кавказе и т.п.

Именно поэтому российская сторона так и не дала пока ответ на американское предложение о вступлении. Вероятно, многое тут будет зависеть от того, как на Совет мира отреагируют российские партнеры по ШОС и БРИКС – тот же Китай. Реакция должна быть единой. Кроме того, Россия, вероятно, надеется, что помимо нее и Китая раздумывать будут и другие ключевые страны. В результате чего идея Совета или умрет, или выхолостится до организации, в которой участвуют США и десятка два мелких стран, мало что решающих. После чего Трамп переключится на более интересные ему проекты.