Притязания Трампа на Гренландию обнажили разъединенность объединенной Европы

Читать на monocle.ru

Несмотря на реальные угрозы суверенитету Европы европейцы до сих пор так и не смогли договориться о том, как они будут защищать свою независимость от… своего главного союзника и защитника.

Конфликт между Европой и Дональдом Трампом из-за Гренландии быстро превратился в нечто, куда большее, чем простая ссора между друзьями и союзниками. Европейские лидеры сейчас лихорадочно пытаются защитить свой суверенитет, на который нацелился президент Трамп, и одновременно спасти трансатлантическое единство, которое все последние десятилетия лежало в основе политической системы Старого Света, но не могут это сделать из-за противоречий внутри самого Европейского союза.

Президент Трамп, действуя в своей излюбленной манере "нападение-отход-нападение", дал в Давосе Старому Свету небольшую передышку. С одной стороны, он немного успокоил европейских союзников тем, что вроде бы не будет действовать силовым путем в гренландском вопросе и не станет вводить через неделю тарифы против своих вчера еще главных союзников, во мгновение ока превратившихся едва ли не в главных врагов, но, с другой, подчеркнул, что это временное послабление и что Гренландия все равно должна принадлежать Америке. Трамп предъявил Европе ультиматум: или они передадут ему самый большой в мире остров сами или в рамках НАТО, за что получат от него благодарность; или он запомнит их отказ. Естественно, Трамп не стал раскрывать, что он подразумевает под словом «запомнит» и какие последствия оно будет иметь для людей, называющих его сейчас не «защитником демократии» и не «главным миротворцем планеты», а «очень голодной гусеницей» (премьер-министр Бельгии Барт Де Верер). О последствиях своей строптивости европейские лидеры могут сейчас размышлять в меру своего воображения, но в том, что ни к чему хорошему для них это не приведет, можно не сомневаться. Хорошо известно, что у Дональда Трампа несмотря на солидный возраст очень даже неплохая память. Да и в Белом доме ему оставаться еще как минимум три года, за которые он сможет много раз отомстить «неблагодарным» союзникам из-за океана.

Решение лидеров главных европейских держав не участвовать в работе трамповского Совета мира, который европейские лидеры после очередного обострения отношений с Вашингтоном с нескрываемым презрением называют сейчас не иначе, как организацией автократов и монархов, забывая, что на их континенте осталось еще немало монархий, а также альтернативой ООН, к которой они неожиданно воспылали большой любовью и уважением, президент Трамп тоже им, конечно, припомнит.

Съехавшиеся на этой неделе в Давос европейские лидеры (обиженные датчане демонстративно остались дома) вынуждены лихорадочно думать не только над тем, как ответить Трампу, но и над тем, как уладить раздирающие Евросоюз разногласия. Им было нелегко найти консенсус и до трамповского «обострения» по Гренландии, но до возвращения Трампа год назад в Белый дом и особенно декабрьско-январского обострения им приходилось иметь дело с разногласиями внутри Союза из-за отношения к конфликту на Украине с небольшой группой стран, выросшей к концу четвертого года СВО всего лишь до трех членов ЕС. Сейчас же Дональд Трамп может опираться на вполне солидную «пятую колонну», которая настроена далеко не так воинственно (пусть и на словах), как восьмерка стран, отправивших в Гренландию на прошлой неделе ок. четырех десятков военных для защиты ее как от России и Китая, так и от США. По крайней мере, именно так отнесся к демаршу своих ближайших европейских союзников американский президент, который им это тоже обязательно припомнит. При этом единства нет даже в этой «отчаянной» восьмерке. Канцлер Мерц явно примеряет на себя роль «троянского коня»: в отличие от Макрона и даже Стармера, продолжающих, по крайней мере, пока занимать более-менее твердую позицию в вопросе о принадлежности Гренландии, он отзывом десятка немецких разведчиков с острова показал Трампу, что далеко не во всем разделяет позицию своих коллег.

«Мы или будем стоять вместе, или нам угрожает распад,- открыто заявил на панельной дискуссии в Давосе уже упоминавшийся Барт Де Вевер.- Если мы разделимся, это будет означать конец эпохи и приведет к завершению восьми десятилетий существования Атлантизма».

Бельгийский премьер, который, похоже, относится к «непримиримым», также заявил, что не считает больше США союзником Европы.

Ему вторит министр финансов Швеции Элизабет Свантессон, заявившая 20 января журналистам в Брюсселе: «Печальная и абсолютно абсурдная ситуация: президент США шантажирует нас всех…»

К непримиримым, хотя и не таким, как руководители Дании, Франции, Бельгии и ряда других европейских стран, а осторожным относится известный в прошлом американофил, польский премьер Дональд Туск, написавший в запрещенной в России соцсети Х: «Умиротворение это всегда признак слабости. Европа не может быть слабой ни против врагов, ни против союзников. Умиротворение приносит не результаты, а только унижение».

Однако в Европе немало лидеров, по крайней мере, гораздо больше 3, отказывающихся поддерживать Украину, которые считают все происходящее вокруг Гренландии и особенно вокруг злополучных военных учений на Гренландии, разъяривших Трампа… недоразумением и недопониманием. Ярким представителем таких «миротворцев» является финский президент Александр Стубб, партнер Трампа по гольфу, оптимистично заявивший, что, по его мнению, конфликт из-за Гренландии завершится через считанные дни мирным путем. Политологи считают заявления таких европейских лидеров и политиков ничем иным, как хитростью и попыткой скрыть за оптимизмом свою слабость, бездействие и нежелание сердить американского президента.