Си решил выдвинуть юань в число резервных валют центробанков

Дела юаня идут неплохо, вот только по доле в резервах других стран он по-прежнему сильно отстает.

Читать на monocle.ru

В начале февраля главный идеологический журнал ЦК КПК «Цюши» напечатал программную статью Председателя КНР и генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина, в которой говорится о том, что юань должен играть более важную роль в международных финансах. Си поставил задачу постепенно сделать его резервной валютой. Китайский руководитель уверен, что китайская валюта должна стать «сильной» и широко использоваться в глобальной торговле, инвестициях, на финансовых рынках и в резервах центральных банков и что это усиление постепенно сделает юань резервной валютой, т.е. позволит занять место или хотя бы разделить место, которое сейчас занимает американский доллар.

Конечно, Пекин уже не один год пытается усилить позиции китайской валюты в глобальной финансовой системе. Однако статья в «Цюши» является, пожалуй, первым фактически официальным программным документом и руководством к действию в финансовой сфере для более чем 80 миллионов китайских коммунистов.

Си не столько поставил задачу, но и привел список мер, которые должны помочь ее выполнить. Речь идет об усилении «Народного банка Китая» (РВОС), центрального банка Поднебесной; об усилении других финансовых институтов КНР, которые должны стать конкурентоспособными на глобальной арене; о финансовых центрах, которые должны привлекать иностранный капитал и влиять на глобальные рынки.

Выход программной статьи в начале 2026 года, конечно, не случаен. Она появилась в «Цюши» в самый разгар переоценки глобальными инвесторами и центробанками доминирующей роли доллара на фоне рыночной волатильности, политической неопределенности и геополитической напряженности. Дональд Трамп на днях заявил, что поддерживает ослабление доллара. Дискуссии способствовали также слухи о скорой смене власти в американском центробанке (Федрезерв) и о торговых войнах, которые развязал президент Америки в прошлом году.

Пекин явно пытается воспользоваться моментом и усилить свои позиции в целом и юаня в частности при проходящей сейчас смене мирового порядка. Глава РСОВ Пан Гуншен тоже неоднократно говорил в последнее время о глобальной финансовой системе будущего, в которой будут доминировать несколько валют, а не один американский доллар.

Конечно, определенных успехов на международной арене юань добился. Особенно они заметны в торговле, где его удельный вес в последние годы значительно вырос. Юань стал после 2022 года второй в мире валютой по использованию в торговом финансировании. Однако особыми успехами в достижении еще одной задачи, необходимой для превращения валюты в резервную – играть значительную роль в резервах центральных банков Пекин пока похвастаться не может. По данным МВФ, хотя доля доллара в резервах центробанков и неуклонно снижается все последние годы, происходит это крайне медленно и так же медленно растет доля китайской валюты в центробанковских резервах. Юань очень сильно отстает по этому важному показателю от доллара (57%) и евро (20%). В третьем квартале 2025 года его доля составляла всего лишь 1,93%.

По мнению экспертов, повышение доли юаня в резервах центробанков потребует от Пекина решительных мер, к которым в китайском руководстве относятся крайней настороженно. Придется, например, максимально раскрыть счет движения капиталов и сделать юань полностью конвертируемым. Торговые партнеры Поднебесной также настаивают на том, чтобы Пекин укрепил юань, потому что слабая валюта способствует образованию громадных профицитов торгового баланса КНР и соответственно их больших дефицитов в торговле с Поднебесной.