Социальные архитекторы это не «вольные каменщики»

Табличку «Социально-архитектурное управление» на учреждении пока еще не встретишь. Но все, кажется, впереди

Читать на monocle.ru

Архитектура в стиле [пост] модерна

Накануне газета «Ведомости» сообщила, со ссылкой на заместителя гендиректора общества «Знание» и гендиректора центра знаний «Машук» Антона Серикова, о начале создания в Кабардино-Балкарии на базе «Машука» первой в стране окружной экспертной площадки по социальной архитектуре (ПСА). Предполагается, что она станет моделью для распространения сначала в других регионах Северо-Кавказского федерального округа, а затем и по всей России.

ПСА создается в Кабардино-Балкарии по инициативе главы республики Казбека Кокова, который в 2013-18 гг. работал советником в управлении Администрации президента РФ по внутренней политике. Таким образом, КБР станет первым российским регионом, где социальную архитектуру начнут внедрять в практику регионального управления.

«Мы проводим первую стратегическую сессию, на которой разберем ключевые социальные вызовы КБР с прицелом на конкретные управленческие решения, - цитируют "Ведомости" Казбека Кокова. - Они лягут в основу работы министерств, ведомств и муниципалитетов».

Новость прокомментировал заместитель начальника управления президента РФ по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Алексей Семенов. Он подчеркнул, что бороться с такими же проблемами, как в КБР, а именно качества городской среды, занятости, оттока молодежи и демографии, приходится подавляющему большинству субъектов РФ. С ними, конечно, борются не первый год, причем, в отдельных регионах уже имеются вполне эффективные наработки, но еще одна «проблема в том, что такие решения часто остаются локальными и не становятся частью общей управленческой практики».

Т.е. сейчас крайне важно обобщать выработанные механизмы и распространять их на всю Россию. Именно этим уже начинают заниматься группы молодых социальных архитекторов, в основном, студентов, в КБР, Коми, Владимирской области, Ненецком автономном округе и других регионах. Кроме разработки социально-архитектурных решений, ПСА в Кабардино-Балкарии, как рассказал Антон Сериков, будет сопровождать и внедрять их в управленческую практику сначала своей республики, а затем и распространять на другие регионы СКФО. С учетом специфики Северного Кавказа, обязательно будет учитываться «гармонизация межнациональных отношений».

На необходимость для Кавказа укрепления межнациональных и межконфессиональных отношений и сохранение исторической памяти обратил внимание начальник департамента по реализации общественных проектов аппарата полпреда президента РФ в СКФО Андрей Карпов. Напомним, текущий год объявлен в России Годом единства народов России. В ноябре года минувшего президент Путин подписал стратегию государственной национальной политики (до 2036 г.ода), среди главных задач которой не последнее место занимает сотрудничество власти и общественных организаций.

В качестве примера будущей деятельности ПСА в Кабардино-Балкарии Алексей Семенов привел районные библиотеки, которые, несмотря на немалые инвестиции и инфраструктуру, сейчас далеко не всегда становятся точками притяжения как из-за неудобного графика и слабого наполнения мероприятиями, так и по другим причинам. Устранением этих причин и займется первая площадка по социальной архитектуре.

«Социальная архитектура – это целенаправленное изменение социальной реальности ради развития страны и повышения качества жизни людей»

Социальная архитектура это не вид всем известной архитектуры, как может подумать, услывшав термин,  рядовой, хотя и неплохо образованный россиянин, и занимаются этой архитектурой не вольные каменщики, они же масоны, как могут ответить поклонники конспирологии. Это ультрасовременное направление в социологии, интерес к которому растет очень высокими темпами. С учетом же того, что в недалеком будущем подобные площадки будут открываться и в других российских регионах, а для подавляющего большинства россиян это незнакомая сфера, самое время пытаться разобраться в том, что же такое социальная архитектура и с чем, как говорится, ее едят? Пока что, надо заметить. это понятие недостаточно раскрытое, хотя уже и не совсем незнакомое.

Как объясняла в интервью журналу «Монокль» член Общественной палаты РФ, кандидат политических наук Дарья Кислицына, возглавляющая департамент по работе с регионами Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ), социальная архитектура – это целенаправленное изменение социальной реальности ради развития страны и повышения качества жизни людей. Изменение это многоуровневое: в основе первого уровня лежат социальное прогнозирование и моделирование образов будущего; второго – социальные проекты, актуализирующие ценности и собирающие общественное сознание вокруг понятных установок; третьего – решение конкретных социальных проблем, формирование связей между людьми, сообществами, институтами и каналами коммуникации.

Эксперт ЭИСИ Виктория Карпова назвала социальную архитектуру на прошедшем в конце прошлого года в Москве I-м экспертном форуме «Социальные инвестиции» «новым общественным договором между властью, бизнесом и гражданами в сфере социального управления». Она считает, что это новая, развивающаяся парадигма социального управления.

«Каждый по‑настоящему успешный проект [социального] бизнеса дает не просто экономический результат — он задает новую модель социального поведения, формирует стандарты коммуникации людей и организаций, – объясняла она. – Социальный бизнес выигрывает тогда, когда вокруг него возникает экосистема ценностей и коммуникаций, которые раскрывают человеческий потенциал. Это задача социальной архитектуры и стратегических коммуникаций».

Архитектурный заканчивали?

Цели и задачи политтехнологов и социальных архитекторов нередко пересекаются, но имеются и серьезные различия. Например, существенным минусом политических проектов, по крайней мере, с точки зрения общества, является то, что далеко не всегда они волнуют население, в результате чего их нередко даже в избирательных кампаниях заменяют социальными инициативами. Причем, в последних подкупает то, что они в своем большинстве начинают действовать не в будущем, а сейчас. Т.е. соцарх занимается социальными проектами, решающими проблемы. Но еще и «актуализирующими ценности».

Главное место в социальной архитектуре, подчеркивает Дарья Кислицына, занимает идеология. Это значит, что соцархитекторы занимаются формированием национальной идеи и убедительного образа завтрашнего дня через актуализацию ценностей и важные для страны общественные проекты. Социальным архитекторам приходится иметь дело с геополитическими изменениями, экономическими переменами, технологической революцией, общей турбулентностью, вызовами демографии, разрушением социальных институтов и другими проблемами.

И, чтобы была вполне ясна разница, Дарья Кислицына делит соцархитектурные практики на инициативы, актуализирующие ценности (например, международная выставка-форум «Россия» или музейно-храмовый комплекс «Новый Херсонес»), и проекты, решающие конкретные проблемы (проект в Мурманской области «На Севере жить», благодаря которому в регионе сейчас позитивная миграционная динамика).

О том, каким вниманием пользуется социальная архитектура, говорит начало обучения по этой специальности в ведущих российских университетах. В той или иной мере соцархитектуру уже начали преподавать в РАНХиГС, МГУ, МГИМО, РГГУ и других ВУЗах.