Компания «Инарктика» (Мурманск), крупнейший производитель аквакультурного лосося и морской форели, в 2025 году на 33% увеличила биомассу рыбы в своих заводах - до 30,1 тыс.т. Это позволяет руководству предприятия прогнозировать удвоение объема производства рыбы в среднесрочной перспективе, до 60 тыс. т, что позволит занять треть рынка.
Рекордные показатели «Инарктики» по биомассе рыбы в воде стали ответом на беспрецедентный вызов, с которым компания столкнулась в 2023-2024 годах. С одной стороны, изменение цепочек поставок зарубежного малька в связи с санкциями привело к нарушению сроков зарыбления на заводах. С другой стороны, поголовье рыбы резко уменьшилось из-за аномального снижения температуры воды в Баренцевом и Норвежском морях в январе - марте 2024 года, а также высокой интенсивности инвазии лососевой вши и повреждения рыбы медузами. В итоге в середине 2024 года биомасса рыбы в воде снизилась вдвое - до 15,6 тыс. т, и это означало, с учетом двухгодичного цикла выращивания лосося от малька до особи товарным весом 5-6 кг, что компания обречена терпеть убытки как минимум до конца 2025 года. Действительно, в 2025 году объем продаж в натуральном выражении упал на 22% по сравнению с 2023 годом, до 22,2 тыс.т. Выручка тоже сократилась - на 14%, до 24,6 млрд рублей.
Но потери «Инарктики», по мнению специалистов, могли бы быть больше, если бы не два фактора - это рост рыночных цен на рыбную продукцию и стратегические инвестиции. Речь идет о стратегии производства замкнутого цикла, к которой компания приступила еще в 2017 году, купив три мальковых завода в Норвегии. Их мощности были рассчитаны на поставку 8,5 млн штук смолта. Правда, в декабре 2022 года пришлось расстаться с норвежскими активами и вместо них приобрести и модернизировать три завода в России. В 2024 году был запущен построенный с нуля четвертый мальковый завод и приобретена доля в пятом. А в 2025 году началось строительство шестого, огромного завода в Мурманской области, плановой мощностью до 10 млн мальков в год, его обещают запустить в 2026-2027 годах. Совокупно мальковые активы (стоимостью около 15 млрд руб.) должны будут обеспечить производство более 20 млн мальков в год, закрыв потребности «Инарктики». Ну а первый успех на этом поприще компанию ожидал в 2025 году, когда она смогла почти удвоить массу собственного смолта и осуществить «рекордное зарыбление», выпустив в море 10,7 млн мальков, на 40% больше, чем в 2024 году.
Наряду с импортозамещением малька к стратегическим инвестициям в рыбоводческой отрасли относится производство рыбных кормов и вакцин. Свои корма не только обеспечивают технологическую независимость бизнеса, но и дают 15-20% экономии текущих затрат. Между тем, по данным Росрыболовства, в 2024 году российские кормопроиводители удовлетворяли лишь четверть рыночного спроса. Поэтому неудивительно, что в 2024 году «Инарктика» начала строительство собственного кормового завода в Великом Новгороде, который покроет до 80% потребности компании, его обещают ввести в строй весной этого года. Что касается рыбных вакцин, то в 2025 году в России появились две прорывные разработки, и одну из них сразу закупили в «Инарктике» - это шестивалентная вакцина для профилактики в том числе двух заболеваний, которым красные виды рыбы подвержены в аномально холодной воде и в зимний период.
Наконец, в декабре 2025 года Совет директоров «Инарктики» утвердил новую должность и принял в свой состав независимого директора по цифровым технологиям. Это абсолютно новаторский шаг для рыбной отрасли. Цель - планомерное развитие технологий на базе ИИ, которые в компании уже начали внедрять. В частности, процесс кормления контролируется с помощью компьютерного зрения, а для прогнозирования веса и размерного ряда рыбы используется анализ больших данных.