Мировой автопром бьет тревогу по поводу дефицита компьютерных чипов. Из-за нехватки микросхем о сокращении производства в январе объявили Volkswagen, Ford, Toyota, Honda, Chrysler, Nissan и другие автопроизводители.
В частности, Nissan на своем японском заводе в Оппама (префектура Канагава) не сможет выпустить 5 тыс. из 15 тыс. запланированных на январь моделей Note. Toyota приостанавливает сборку своего полноразмерного пикапа Tundra на предприятии в Сан-Антонио (США, штат Техас). Ford притормаживает конвейер в Луисвилле (США, штат Кентукки), где заказчикам придется подождать с получением таких моделей, как Ford Escape и Lincoln Corsair. Сложная ситуация сложилась и на заводе группы Fiat Chrysler в мексиканском Толука: концерн Volkswagen признаётся, что из-за перебоев в поставках чипов с остановками работают его предприятия в Китае, Северной Америке и Европе. Страдают также ведущие мировые производители автомобильных комплектующих: дефицит полупроводников задерживает поставки, например, от немецких компаний Continental и Bosch.
Острая нехватка микросхем в мировом автопроме образовалась по нескольким причинам. Прежде всего, из-за коронавируса в мире подскочил спрос у основных потребителей микросхем — производителей ноутбуков (их стали активнее использовать из-за увеличения объема удаленной работы), настольных компьютеров (мощные ПК пользователи в режиме изоляции шире применяют для игровых развлечений), а также смартфонов, планшетов и прочих гаджетов. За всплеском спроса не поспевают ведущие мировые производителе полупроводниковой продукции, такие как расположенный в Нидерландах NXP Semiconductor и американская Nvidia Corporation.
Впрочем, косвенно в возникшем дефиците виноваты сами автопроизводители: в последнее время машины «умнеют», в их конструкции используется все больше электроники и микросхем. В ситуацию вмешалась и политика: в конце сентября власти США ввели санкции против ведущего китайского производителя компьютерных микросхем Semiconductor Manufacturing International Corporation, который теперь испытывает трудности в поставках своих полупроводников в США, а также на рынки ряда других стран. Наконец, не повезло крупному японскому производителю микросхем Asahi Kasei Microdevices, чей завод на юге Японии в октябре пострадал от серьезного пожара, что внесло свою лепту в образовавшийся дефицит чипов.
Пока представители мировой автоиндустрии утверждают, что не стоит говорить о масштабном кризисе: например, без перебоев работают заводы автомобильных гигантов General Motors и BMW Group. Автомобильные предприятия на территории России тоже пока не подтверждают факт приостановки выпуска машин из-за нехватки микросхем. Производители микроэлектроники уверяют, что в ближайшее время они справятся со скачком спроса и удовлетворят запросы компаний автопрома. Но если этого не произойдет, вслед за затовариванием в период коронакризиса мировой автомобильный рынок рискует столкнуться уже с нехваткой автомобилей, которые к тому же могут вырасти в цене.