О том, как устроена букмекерская отрасль изнутри, об участии крупнейших букмекеров в развитии национального спорта, а также о рисках грядущей реформы мы поговорили с заместителем генерального директора БК «Лига Ставок» Игорем Столяровым
Букмекерская отрасль стоит на пороге реформы. В декабре 2020 года был принят законопроект о реформировании азартных игр: по предложению парламентариев создается единый регулятор, который будет следить за законностью игр и заниматься отчислениями общероссийским спортивным федерациям средств, полученных от букмекеров. Кроме того, существенно поднимается фискальная нагрузка на отрасль. Закон вызывает множество споров.
«Эксперт» поговорил с заместителем генерального директора БК «Лига Ставок» Игорем Столяровым о том, как устроена отрасль изнутри, о прозрачности действующей системы и о рисках ухода отрасли в тень.
— Как чувствует себя в 2021 году букмекерский рынок в России?
— Мы пережили весьма драматичный год. Он стал аномальным для многих отраслей мировой экономики, в том числе для спортивной индустрии и букмекерства. Ведь в основном все букмекерские компании мира живут по календарю спортивных событий. Бывают исключения, когда букмекеры начинают принимать ставки на политические выборы, фестивали, концерты. Это не наш случай. «Лига Ставок» — спортивный букмекер, поэтому прошлый год, особенно второй его квартал, стал полностью провальным из-за отмены массовых мероприятий. После начался постпандемический синдром, вторая волна. И веселее не стало.
Кстати, в России ситуация была немножко лучше, чем в других странах. Мы пострадали чуть меньше, прошли по краешку.
— А если говорить о потерях в цифрах?
— По нашим оценкам, падение рынка к концу года составило около 25 процентов. И это было впервые в истории, когда по итогам года отрасль оказалась в минусе. Но цифры индикативные. В букмекерском секторе есть масса форм отчетностей. Есть РСБУ, есть МФСО, есть своя проприетарная система отчетности для букмекерских компаний, она ближе к МСФО, нежели к российским стандартам. Поэтому на самом деле у участников отрасли нет единого представления о реальном объеме российского рынка и динамике его изменений.
— Какова структура рынка, число его участников?
— Ставки на спорт — это в принципе не массовая история, а нишевая. Наша аудитория — спортивные болельщики, в основном мужчины. Сегодня на российском рынке действуют 32 букмекерские лицензии, при этом активных еще меньше — всего 27. Но реально крупных операторов, собирающих до 90 процентов всей выручки в стране, — порядка 14 компаний. То есть на рынке не более 14 активных игроков. При этом 65 процентов сборов происходит в легальной сфере, то есть в доменной зоне RU. Остальные 35 процентов — в серой зоне, это, знаете, такой обратный тренд постковидного синдрома. Из-за отсутствия спорта некоторые букмекеры пооткрывали разные онлайн-казино, что, разумеется, у нас вне закона. А в интернете, неподконтрольном РКН, как известно, можно делать если не все, что угодно, то многое.
Конечно, все это бросает тень на легальных букмекеров, которые очень серьезно вовлечены в развитие национального спорта и цивилизованных стандартов отрасли. И в значительной степени обнуляет те достижения, к которым рынок пришел за десять лет. Ведь еще в 2017 году доля нелегальных букмекеров составляла более половины рынка. К 2018 году она уменьшилась до 40 процентов, затем до 30 процентов. И это колоссальный прорыв!
Что мы имеем сегодня? Более миллиарда рублей целевых отчислений в год, шесть миллиардов рублей в спонсорских контрактах отрасли, благотворительные проекты. Цифры огромные. Букмекерский рынок сегодня — это отлично работающий и постоянно развивающийся механизм внебюджетного финансирования российского спорта.
— Как конкретно букмекеры участвуют в развитии спорта?
— Во-первых, выплачивают обязательные целевые отчисления. До вступления в силу нового закона они составляли пять процентов от выручки , но не менее 15 миллионов рублей в квартал; 20 процентов этих средств направлялись на развитие молодежного спорта, 80 процентов — на профессиональный спорт. «Лига Ставок» принимает ставки на хоккей, следовательно, отчисления получает Федерация хоккея России. То же самое с футболом, теннисом, баскетболом и другими видами спорта, на которые принимаются ставки.
За четыре года с момента принятия соответствующего постановления была отлажена прозрачная система учета и контроля, и никаких нареканий к этой системе у контролирующих органов нет и не было.
Кроме того, все участники легального рынка, разумеется, платят налоги государству. Потому что мы зарабатываем на территории Российской Федерации, это логично.
Второе важное направление инвестиций — спонсорские контракты с федерациями, лигами, клубами. Можно поддерживать команды, можно чемпионаты России по разным видам спорта. Или, к примеру, спортивный объект, отдельно взятое мероприятие или конкретного спортсмена. Существуют разные форматы спонсорства. Так или иначе, по всем видам спонсорских активностей финансовые потоки направляются в спорт или на поддержку инфраструктуры этого спорта.
— И о каких суммах идет речь?
— Как я уже говорил, порядка шести миллиардов рублей — это только спонсорская поддержка. Ну и не стоит забывать, что именно букмекеры являются крупнейшими рекламодателями в сегменте спорта. Мы финансируем спортивные трансляции, покупая в них рекламу. Очень большое количество трансляций встает в эфир «Матч ТВ», «Рен ТВ», Первого канала только потому, что эфирное время куплено букмекерами. И это, конечно же, во многом способствует популяризации этих соревнований, в том числе среди широкой аудитории.
Например, в 2020 году мы докупали рекламу в трансляции чемпионата России по регби, и только поэтому он до сих пор стоит на «Матч ТВ». Очевидно, что для того, чтобы развивать среди болельщиков интерес к регби или, скажем, к прыжкам с трамплина, важно наличие заинтересованных рекламодателей.
И мы как компания не хотим ограничивать нашу поддержку спорта лишь «жирными» контрактами с футболом, хоккеем, биатлоном. Мы готовы и можем участвовать в развитии национального спорта на разных уровнях.
— То есть без букмекеров российский спорт умрет?
— Конечно, выживет. Вопрос — в каком виде. Какая картинка будет в телевизоре, как будут проходить соревнования, каким будет интерактив с болельщиками? Спорт останется, потому что имеет государственную поддержку. Но в тех же США или странах Европы работают иные модели, и они доказывают свою эффективность. Там другая форма государственно-частного партнерства. Если в Западной Европе не будет букмекеров, то западноевропейский футбол просто рухнет! А если убрать еще и пиво как категорию спонсорства, то никакого футбола не будет вообще.
— Насколько спорт зависит от государства, а насколько от букмекеров?
— Если вы возьмете федеральную программу развития физической культуры и спорта до 2030 года и посмотрите на общий объем госдотаций, то спонсорство и целевые отчисления от букмекеров сопоставимы с отчислениями бюджета. Каждый год государство выделяет на поддержку спорта 14 миллиардов рублей, а букмекеры в совокупности порядка 11 миллиардов рублей.
— Что предлагает государство, запуская новую реформу букмекерства?
— Государство предлагает существено повысить размер целевых отчислений на спорт, которые букмекеры выплачивают ежеквартально, также новый закон предполагает создание единого регулирующего органа, чтобы сделать рынок прозрачным. Но он и так прозрачный насквозь.
— Закон предполагает увеличение отчислений. В чем же проблема?
— Нам предлагают изменить базу расчета для отчислений и собирать их не с дохода, а с оборота. В итоге сумма отчислений в реальных величинах вырастет с пяти до 16 процентов, и тут для букмекерского бизнеса возникает вариативность.
Худшее, что может быть: все букмекеры плюнут и уйдут. Нет, они не уйдут с рынка, они уйдут «в тень». Останутся лишь самые сознательные, да и тем, вероятно, придется как-то диверсифицировать свой бизнес.
Учитывая сегодняшний уровень проникновения технологий, любой пользователь может установить VPN на любое устройство и получить доступ к букмекеру в любой точке мира.
И это будет реальный откат назад в нулевые, какие уж там отчисления, налоги и культура букмекерства.
При плохом сценарии, если закон все-таки начнет действовать в том виде, в котором принят, собираемость в абсолютных цифрах будет меньше, чем сейчас. Обнулятся спонсорские контракты.
Но был и оптимистический сценарий развития событий, который мы предлагали: давайте увеличим минимальный порог целевых отчислений в фиксированной сумме и обяжем все компании, которым выданы лицензии, платить или уходить с рынка.
Если бы мы сделали минимальный порог отчислений не 15 миллионов рублей и даже не 30, а, например 40 миллионов рублей, без всяких плавающих процентов, то легко и непринужденно получили бы 160 миллионов рублей. А 160 миллионов умножили бы на 27 выданных лицензий и вышли бы на цифру 4,2 миллиарда рублей. Но нас не стали слушать.
— То есть в отрасли излишней маржи, которой можно поделиться, нет?
— Сейчас маржа букмекера — пять-семь процентов от оборота, который мы получаем. Маржа букмекеров падает с 2018 года органическим образом по всему миру. В России даже чуть быстрее. В 2020 году мы с того спорта, который остался, заработали меньше. А во втором квартале прошлого года вообще ничего не заработали
Кроме того, сегодня в России в отрасли очень жесткая конкуренция. У нас нет картельных сговоров, как многие себе пытаются представить: мол, букмекеры объединились в какой-то синдикат. Все мы работаем с минимальной доходностью.
Сам по себе рынок в текущей парадигме прозрачен насквозь. Есть ЦУПИС — Центр учета приема интерактивных ставок. Все ставки, которые осуществляются на территории Российской Федерации в интерактивном режиме, проходят через эту организацию. К ней подключены ФСБ, ФНС, ФАС и так далее. Каждый человек, который делает ставку, виден. Все можно проверить: кто, когда, на что, на какой вид спорта делал ставки. Кто-то заводил деньги, кто-то выводил деньги. Система работает. Ни одного нарекания, ни одной претензии от государственных и надзорных органов за все это время не поступало. Никогда никакой глобальной претензии к функционированию этого механизма не было.
— Но государство хочет создать новый институт контроля?
— Мы не против единого органа контроля, несмотря на то что есть успешно действующие СРО. Ну хотите сделать единый государственный орган, давайте сделаем! Может быть, он будет лучше работать, реально давать больше отрасли и спорту. Просто расскажите как, аргументируйте, покажите механизм, преимущества. Но самый главный вопрос в том, что нас не слышат! Нет диалога экспертов отрасли с законотворцами — людьми, создающими закон, но не имеющими практического опыта работы в обсуждаемой отрасли. Почему не принять во внимание мнения профессионалов? Зачем игнорировать здравый смысл? Давайте устроим публичные дискуссии. Давайте встретимся за круглым столом. Давайте разговаривать. Ведь только мы знаем, как эта отрасль функционирует.
Если вы собрались что-то реформировать, как минимум спросите отрасль. Как максимум, докажите, почему это будет хорошо. Потому что сейчас, по мнению большинства лицензиатов, все инструменты контроля и учета работают эффективно. Или тогда подскажите, что не работает и что вы хотите реально изменить, модифицировать, скорректировать, для того чтобы заработало лучше.
— Как в ближайшие годы изменится система рекламно-спонсорского сотрудничества, если учитывать аспекты нынешнего законодательного регулирования букмекерского рынка?
— Мы уверены, что новая реформа кардинально снизит рентабельность букмекерского бизнеса в России. В ближайшее время рынок ожидает масса тектонических сдвигов: компании будут консолидироваться, переименовываться, диверсифицировать свой бизнес. В первую очередь букмекеры будут вынуждены резко сокращать свои маркетинговые бюджеты и в разы урезать спонсорские контракты. Это, наверное, позволит бизнесу сохранить определенную норму рентабельности. Может быть, не такую, какую он имел раньше, конечно меньше, но хотя бы остаться безубыточным. Но это будет бизнес в вакууме: не будет ни рекламы на телевидении, ни спонсорской поддержки, ни спонсорских контрактов, ни прямой рекламы, вообще ничего не будет. «Матч ТВ», например, может и не выжить как канал, потому что он живет на доходы от рекламы букмекеров. Не говоря уже про остальные спортивно-тематические медийные площадки.
Как вы понимаете, в эпоху глобализации и интеграции не может целая индустрия существовать в вакууме. Она очень сильно соприкасается с другими индустриями — с рекламным рынком, спортивным маркетингом, соревнованиями. Она же, эта индустрия, интегрирована и в народное хозяйство, и в экономику страны.
— Тем не менее, судя по вашим действиям, у вас большие планы на будущее. Недавно «Лига Ставок» заключила соглашение с международным агентством Infront Sports & Media, получив статус официального партнера.
— Да, мы давно к этому шли. Ближайшие пять «Лига Ставок» будет официальным партнером чемпионата мира по хоккею. Это глобально и беспрецедентно, как для нас, так и для всей букмекерской отрасли. Мы уже давно сотрудничаем с Федерацией хоккея России, наработали большой совместный опыт. И считаем, что получение нового статуса выведет взаимодействие «Лиги Ставок» с хоккеем на принципиально новый международный уровень. Так что впереди пять захватывающих лет.
— На прошлой неделе IIHF сообщил о решении перенести ЧМ по хоккею из Беларуси. Как вы к этому относитесь?
— Мы, как официальный партнер чемпионата мира по хоккею 2021, считаем, что определять страну проведения турнира — прерогатива Международной федерации хоккея. «Лига Ставок» поддерживает IIHF в любом решении касательно мирового первенства 2021 года. Вместе с тем мы убеждены, что спорт должен быть вне политических манипуляций. Россия — страна, которая не понаслышке знает, как плачевно политика может отражаться прежде всего на самих спортсменах, на их профессиональной карьере, на болельщиках. Уже несколько лет на мировых соревнованиях наши национальные сборные вынуждены выступать под нейтральным флагом.
Поэтому мы, конечно же, разделяем чувства белорусских болельщиков, которые так ждали этот турнир у себя. В знак своей поддержки мы решили дарить билеты болельщикам и российской, и белорусской команд на матчи их сборных на турнире 2021 года. Считаем, что это правильно.