Уголь пошел под гору

Перевозки угля бьют антирекорды
Читать на monocle.ru

Минувший год оказался на редкость неудачным для российской угольной отрасли. Объемы добычи этого топлива по итогам года, как сообщает ЦДУ ТЭК, снизились на 9,7% (до 401,4 млн тонн). Такого падения в отрасли не было с кризисного 2009-го: фактически мы наблюдаем исторический антирекорд. Угольная «житница» России, Кузбасс, отчиталась о еще более масштабном падении — на 11,8% к показателю 2019 года (до 220,7 млн тонн).

Соответствующим образом это отразилось и на динамике железнодорожных перевозок. Объемы погрузки и перевозки угля по сети РЖД в 2020 году сократились на 5%, что также является своего рода историческим антирекордом, невиданным с 2009 года. И если во внутрироссийском сообщении угольные перевозки и до этого могли испытывать определенные трудности (в силу объективных причин, таких как газификация регионов России, замещающая уголь голубым топливом), то экспорт уже давно стал локомотивом роста угольной отрасли: экспортные поставки имели положительную динамику даже в кризисном 2009 году. А в 2020-м они снизились на 4%.

Столь негативная динамика никак не укладывается в радужные планы перспективного развития угольной отрасли. Так, утвержденная правительством в прошлом году «Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года» исходила из прогнозных объемов добычи 459 млн тонн к 2025 году даже по консервативному сценарию (593 млн тонн — по оптимистическому). Отдельные региональные планы были еще более амбициозными. Например, упомянутый выше Кузбасс рассчитывал на добычу 300 млн тонн уже по итогам 2020 года (см. «Наполеоны Кузбасса», «Эксперт» № 35 за 2018 год).

Правда, как и с газом, есть основания полагать, что для мирового рынка это только временные трудности. Спрос на уголь остается высоким в Китае, и в перспективе, как ожидают отраслевые эксперты, он будет расти на огромных рынках Индии и Юго-Восточной Азии (вследствие продолжающихся там интенсивных процессов урбанизации и индустриализации, увеличивающих спрос на дешевое угольное топливо). 

Для отечественной угольной отрасли это в теории создает потенциал для роста экспортных поставок. Например, по оценке Wood Mackenzie, традиционно осторожно сдержанной в своих прогнозах, экспорт угля из России к 2030 году может вырасти почти на 30%. 

Отдельные конъюнктурные моменты вроде конфликта Австралии и Китая тоже способны играть на руку российским поставщикам. Причем есть все основания полагать, что со сменой администрации в США подобные конфликты станут постоянными и неизбежными, как явления природы. 

Но использовать эти возможности можно только при условии разрешения существующих между угольщиками и железнодорожниками противоречий. Дело в том, что география размещения основных угольных месторождений России вынуждает компании возить уголь на огромные расстояния (свыше 4500 км в среднем для России по экспорту), что выливается в крайне высокую долю транспортных издержек в его цене (до 39% в России против 17% для китайского угля на его внутреннем рынке), несмотря на низкие тарифные ставки (1,2 цента за тонно-километр в России против 1,6 цента в Китае и 2,6 цента в Индии).

Как утверждал в прошлом году первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов, перевозки угля уже генерируют убытки в размере 54,7 млрд рублей. Причем если раньше у железных дорог была возможность субсидировать уголь за счет иных грузов, то переход ценных грузов на автомобильный транспорт и изменение структуры грузооборота РЖД в пользу низкодоходных грузов затрудняют это. Поэтому железнодорожники предлагают пересмотреть условия перевозок угля, в частности отменить понижающий коэффициент 0,4 на дальность при перевозке угля. Что, разумеется, ухудшит экономику транспортировки для угольщиков.

В настоящее время совокупные транспортные затраты при перевозке российского угля потребителям на рынках Азии уже могут достигать 40–45 долларов за тонну. При том что цены на азиатских рынках в 2020 году опускались до 70 долларов за тонну (в Европе и до 57 долларов). И в этот зазор должны вместиться и себестоимость добычи, и прибыль угольщиков. А это, увы, не всегда возможно.