Правительство готовит революцию в законодательстве о банкротстве.
И она может случиться уже скоро. «Хочу подчеркнуть, что закон имеет революционный характер, и мы надеемся, что он будет принят в весеннюю сессию. Во всяком случае, таково решение, поручение президента Российской Федерации», — рассказал журналистам первый вице-премьер Андрей Белоусов после совещания с участием Владимира Путина.
Проект поправок в действующий закон «О несостоятельности (банкротстве)» Минэкономразвития начало готовить по поручению президента еще в 2019 году. По сути, это будет новый закон, с рядом существенных процедурных изменений.
Первая редакция закона «О банкротстве» была принята еще в 1992 году. Действующий сегодня ФЗ уже третий по счету. Он был принят в 2002 году, но каждый год — и не по разу — в него вносились изменения. Так что можно сказать, что в неизменном виде закон о банкротстве и не существовал.
За прошедшее время его направленность менялась: если на первом этапе он по большей части защищал интересы должника, то к настоящему моменту, как считают опрошенные нами участники рынка, закон носит ярко выраженный прокредиторский характер, то есть в первую очередь защищает интересы кредиторов.
Для компаний, вошедших в процедуру, сейчас в подавляющем большинстве случаев все заканчивается распродажей имущества на торгах. И при этом кредиторам возвращается только около пяти процентов долга. В итоге и предприятия больше нет, и кредиторы свои деньги не вернули.
Обновленный закон, по словам Андрея Белоусова, должен будет способствовать тому, чтобы предприятие-должник на выходе из процесса восстанавливало свою платежеспособность и могло продолжить деятельность.
Вице-премьер обозначил ряд новелл, которые должны будут этому способствовать.
Так, пять процедур процесса банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение — предлагается сократить до двух: реабилитация и конкурсное производство.
Собственно, и сегодня реабилитация предприятия предусмотрена законом, однако на практике это чрезвычайно редкое явление. Прежде всего потому, что срок для этой реабилитации в общей сложности отводится слишком короткий — три года. «План внешнего управления только год утверждается», — говорит арбитражный управляющий Евгений Исаков. Реабилитационная процедура, предлагаемая Минэкономики, может длиться до восьми лет. Срок приемлемый, однако, по мнению Евгения Исакова, в предлагаемом виде она работать не будет, так как, чтобы войти в нее, предприятие должно погасить все текущие платежи в течение трех месяцев. А это далеко не всегда возможно.
Следующее нововведение касается назначения арбитражных управляющих. «Если сейчас в основном их назначает кредитор и они, как правило, защищают интересы кредиторов (и при этом не несут никакой ответственности за свою деятельность), то теперь это будет процедура отбора арбитражных управляющих по объективным критериям, которые будут формироваться в рамках специально созданной балльной оценки», — пояснил Андрей Белоусов.
Третья новелла касается саморегулируемых организаций, в которых объединены арбитражные управляющие. «Эти организации сейчас фактически никакой ответственности за арбитражных управляющих не несут. Теперь они будут отвечать не только деньгами, но и по результатам деятельности самих этих арбитражных управляющих. Вводятся дополнительные требования, повышенные требования, к использованию компенсационных фондов этих саморегулируемых организаций».
Надо сказать, что слова первого вице-премьера об ответственности арбитражных управляющих, вернее об ее отсутствии, были эмоционально восприняты профессиональным сообществом. «Если кто-то полагает, что арбитражный управляющий не несет никакой ответственности за свою деятельность, то этот кто-то не знаком с институтом банкротства», — отреагировал управляющий партнер компании «Блохин & партнеры» Максим Блохин.
В целом участники рынка согласны с тем, что изменения в закон о банкротстве необходимы, однако предлагаемые поправки нуждаются в корректировке.
В частности, свои возражения правительству уже направил РСПП.