Специальности в сфере роботизации в ближайшем будущем станут драйверами развития профессионального технического образования. Из-за распространения роботов умрут некоторые технические профессии, но зато появятся новые
Мировая роботизация набирает ход: согласно последнему исследованию World Robotics 2020 Международной федерации роботизации (IFR), в мире поставлен рекорд использования роботов в промышленности: по итогам 2019 года на предприятиях в общей сложности работало 2,7 млн индустриальных роботов, на 12% больше, чем годом ранее, и почти втрое больше, чем десять лет назад (см. график 1). При этом больше всего роботов задействовано в автомобильной отрасли (923 тыс.), производстве электроники (672 тыс.), металлургии (281 тыс.), выпуске пластика и химической продукции (182 тыс.), а также в пищевой промышленности (81 тыс.). «В настоящее время роботы могут не только выполнять производственные операции, но и ухаживать за людьми, более того, они способны помогать при проведении хирургических операций, — отмечает Анатолий Безрядин, технический директор ИТ-компании ОТР. — В дальнейшем функционал роботов будет еще шире, как и их распространение. Уже в 2019 году мировой рынок робототехники, согласно данным IDC, достиг 95,4 миллиарда долларов. В этом же году он составит 112,4 миллиарда, увеличившись на 17,8 процента».
По данным IFR, в среднем в мире на 10 тыс. сейчас сотрудников приходится 113 индустриальных роботов. Ведущие страны обгоняют эти показатели с большим отрывом: в Сингапуре на 10 тыс. сотрудников приходится 918 роботов, в Южной Корее — 855, в Японии — 364, в Германии — 346, в Швеции — 277, в Дании — 243. Россия, увы, пока сильно отстает от мировой промышленной роботизации: по оценкам, на 10 тыс. сотрудников у нас приходится менее 10 индустриальных роботов (см. график 2).
Но все же роботизация в ближайшее время будет постепенно развиваться и в России: по прогнозам Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР), применение роботов в РФ будет постепенно охватывать не только крупные, но также средние и мелкие предприятия. Будет расти уровень роботизации и в других сферах: например, по данным IFR, Россия сейчас занимает второе место в мире по производству так называемых сервисных роботов (устройства, которые работают в общественных местах, например в виде роботов-консультантов, гидов, администраторов, курьеров, роботов-диагностов в медицине). Согласно отчету IFR, в России производством сервисных роботов занимаются 73 компании, и это второй показатель в мире. В США, которые лидируют в этой области, 223 компании-производителя таких роботов, далее идет Россия, следом Германия (69 компаний), Китай (64 компании, см. график 3). И хотя эти показатели учитывают не штучное производство роботов, а только число компаний (в России это в большинстве своем мелкие стартапы), все же в НАУРР подчеркивают, что это неплохой показатель.
С развитием робототехники в России растет и спрос на кадры в этой области. Причем уже сейчас он серьезно превышает предложение: по оценкам НАУРР, нехватка специалистов по обслуживанию робототехники составляет порядка 19 тыс. человек. И в ближайшие годы этот дефицит будет стремительно увеличиваться: по прогнозам НАУРР, к 2025 году потребность в сотрудниках, способных обслуживать роботов, достигнет 40 тыс., а к 2030 году — 66 тыс. человек. «Последние годы во всем мире, в том числе в России, идет активная автоматизация и роботизация всех процессов во всех отраслях экономики — в производственной сфере, машиностроении, фарминдустрии, на пищевых предприятиях, — говорит Артем Лукин, основатель и совладелец компании “Технорэд” (продажа и внедрение роботов). — Нашими роботами пользуются Сбербанк, “Норникель”, “Газпром”, ежегодно мы реализуем сотни проектов, и первое, с чем мы сталкиваемся на переговорах с заказчиками, — это вопросы типа “Кто на этом будет работать? Кто будет обслуживать?”. Поэтому все, что связано с автоматизацией и роботизацией, — это профессии будущего. Пандемия очень ускорила процесс роботизации, и через несколько лет нехватка специалистов в этой области будет исчисляться десятками тысяч».
Российские средние технические учебные заведения пытаются вводить обучение основам робототехники. Согласно исследованию НИУ ВШЭ «Робототехника в России: образовательный ландшафт», уже большинство профессиональных образовательных заведений России, в том числе средних, в той или иной мере уделяют в своих образовательных программах внимание робототехнике. Однако пока эти программы не дают заметного притока квалифицированных специалистов на рынок труда. «Нам очень не хватает робототехников, инженеров-робототехников, программистов, людей, которые работают с искусственным интеллектом, разработчиков и RD-специалистов по тому, что связано с робототехникой и роботизацией, причем не узкоспециализированной, а широкого профиля, — разводит руками Артем Лукин. — К сожалению, учебные заведения очень медленно адаптируются к появлению таких новых профессий: учить, с одной стороны, некому — все хорошие специалисты со знаниями и опытом успешно трудятся на предприятиях. С другой стороны, учить не на чем: образовательная материально-техническая база здесь очень слаба. Да, повсеместно открываются “кванториумы”, вводятся специальности “инженер-робототехник”, открываются учебные лаборатории, и конкурс на эти направления очень высокий. Но качество образования оставляет желать лучшего, учат по старинке, по программе 1980-х годов учат педагоги тех лет. Поэтому ученики, которые выходят из таких образовательных учреждений, в большинстве своем, к сожалению, не обладают необходимыми в современных реалиях знаниями».
Как и в сфере обучения другим современным техническим специальностям, бизнес видит перспективу качественной подготовки кадров или своими силами, или в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями. «Эпидемия дала серьезный толчок развитию безлюдного производства, риски человеческой жизни подстегивают двигаться быстрее, и здесь стоит выделить проектный формат обучения, в рамках которого в образовательный процесс вовлечен и бизнес, — отмечает Андрей Филатов, генеральный директор SAP CIS. — При такой форме обучения теоретические знания, полученные в учебном заведении, дополняются и обогащаются практикой и работой с экспертами в конкретных областях. Это должны быть обоюдные усилия, ведь обе стороны заинтересованы в выпускнике, который будет готов к работе “в поле”. Компании стали чаще привлекать студентов для решения перспективных, некритичных задач, они занимаются проверкой идей, прототипированием и разработкой. Мы тоже используем проектный формат в рамках наших инновационных лабораторий SAP Next-Gen Labs, самые активные из них — УрФУ, Губкинский университет, а также ВДЦ “Орленок”, где мы получить проектный опыт могут школьники».
Одновременно многие компании стремятся открывать собственные обучающие центры для специалистов по роботизации, при этом образовательная деятельность в области робототехники может быть перспективным бизнес-направлением. «В условиях нехватки специалистов наша компания открыла отдельное бизнес-направление — Академию роботизации, — рассказывает Артем Лукин. — Сейчас оно пользуется большой популярностью: например, за первый же час с момента анонсирования набора потока мы продали пятьдесят мест. И сейчас мы учим и проводим переподготовку специалистов на новую профессию. Работодатели дали высокую оценку подготовленным нами сотрудникам, довольны и студенты: каждый второй, прошедший нашу учебную программу, получил повышение по службе или нашел новую работу в ведущих российских и международных компаниях. Но в первую очередь мы закрываем потребности в специалистах для нашей группы компаний, готовим сотрудников для своих партнеров и клиентов».
Впрочем, у всеобщей роботизации есть и обратная сторона: роботы, автоматизированные решения в будущем заменят собой многих специалистов, которым придется отказываться от своих привычных профессиональных занятий. Подсчитано, что в среднем установка одного промышленного робота заменит от трех до шести работников. По оценкам McKinsey Global Institute (MGI), уже к 2030 году, «лишними» из-за всеобщей автоматизации станут 400 млн человек, это около 15% всех рабочих мест в мире.
Прежде всего, станет меньше рабочих мест на производстве, в добывающих отраслях и энергетике, в розничной торговле, а также в финансовых компаниях. Например, по оценкам MGI, сегодня в промышленном производстве большая часть сотрудников занята монотонным ручным трудом (конвейерная сборка, подача материалов на станки, упаковка и проч.), и 64% рабочего времени, расходуемого на такие операции, может быть автоматизировано уже очень скоро. В сфере гостеприимства и общественного питания автоматизировано может быть 66% операций, в транспорте и складской логистике — 60%, в розничной торговле — 54%, в добывающей промышленности — 54% (см. график 4).
«Будут вымирать такие профессии, как бухгалтер, юрист, консультант, их место займут более доступные, совершенные, быстрые, точные, надежные системы искусственного интеллекта на основе Big Data, — прогнозирует Артем Лукин. — Быстрее всего роботизация приживается в производственной сфере: те предприятия, которые борются за повышение своей эффективности, снижение себестоимости, повышение рентабельности и производительности, всегда активно внедряют новые технологии, роботов, которые заменяют людей на вредных, опасных и трудоемких участках, и прочие системы автоматизации».
«Специальности и специалисты, которые остаются “аналоговыми”, будут отмирать — это, например, инженеры-конструкторы, которые умеют чертить только руками, — уточняет Сергей Агеев, генеральный директор компании ТЭЭМП (производство накопителей энергии). — Очень большой спрос будет на мультидисциплинарных профессионалов, которые смогут быстро подстраиваться под современные цифровые инструменты и разбираться сразу в нескольких областях. Узкопрофильные специалисты, конечно, останутся, но их будет гораздо меньше».
Впрочем, не стоит ожидать, что тотальная роботизация наступит прямо с завтрашнего дня. «Опасения по поводу того, что есть некие области промышленности, где специальности прямо сейчас готовы уйти в небытие, несколько преждевременны, — считает Николай Рогалев, ректор НИУ МЭИ. — Например, в энергетике сегодня до 70 процентов оборудования — аналоговое, требующее как раз традиционных технологических и технических решений. Уход и изменение традиционных технических профессий будет постепенным, и долго еще специалистам нужно будет уметь сочетать подходы классической инженерии и новых методов цифровых решений. Хотя, вне всякого сомнения, магистральный тренд в изменении технологий направлен в первую очередь на переход к цифровизации процессов на фоне ухода ручного труда и ручного и аналогового управления объектами индустрии».
Стоит ли бить тревогу по поводу того, что скоро роботы будут лишать работы все больше людей? Безусловно, необходимо уделять особое внимание социальным последствиям развития робототехники, но все же панике поддаваться не стоит. Ведь роботы будут прежде всего заменять рутинный монотонный труд, но зато станут востребованными новые специальности, связанные с внедрением и обслуживанием роботизированных устройств. «В России в ближайшие пять лет могут потерять работу до 25 миллионов человек — это бухгалтеры, водители автомобилей, рабочие на заводах. На их место придут роботы, — говорит Артем Лукин. — И конечно же, сегодня этим людям важно быстро перестроиться, перепрофилироваться, чтобы быть востребованными и дальше. Вот все думают: “Мы работали пятнадцать лет на своем месте, и вдруг нам нужно будет учиться чему-то новому?!” Не стоит бояться, современная робототехника доступна для освоения, некоторые образовательные программы позволяют освоить новую профессию робототехника за очень короткий срок. И сейчас в связи с огромной нехваткой специалистов очень низкий порог входа для того, чтобы стать востребованным профессионалом в области обслуживания роботов в самых разных сферах».
Пример новой специальности, которая появляется и будет широко востребована в связи с ростом роботизации, — сценарист и архитектор чат-ботов. Рассказывает Виктория Фарафонова, инженер-программист компании CraftTalk:
— Сценарист, или архитектор, чат-ботов — это человек, помогающий создавать и внедрять ботов, которые сокращают издержки бизнеса и увеличивают охват аудитории. Уже несколько лет назад чат-боты активно вошли в жизнь людей: по данным Google, уже сейчас 65 процентов людей предпочитают использовать текстовые каналы коммуникаций. По данным исследования MarketsandMarkets, к 2021 году рынок чат-ботов вырастет до 3,1 миллиарда долларов по сравнению с 703 миллионами в 2016 году. В условиях пандемии интерес бизнеса к таким системам существенно возрос. Так, по данным нашей компании, спрос на внедрение за полгода вырос на 60 процентов. Заказать доставку продуктов, передать данные о сотрудниках на удаленке, получить пропуск или уточнить нюансы выпущенных нормативных актов — чат-боты на базе искусственного интеллекта справляются с такими задачами. Через ботов эту информацию можно донести адресно до целевой аудитории в самые короткие сроки, освобождая сотрудников от рутинных действий, давая свободу решать действительно важные и нетривиальные задачи. Сценаристы чат-бота помогают роботу стать незаменимой частичкой в современной компании. В число их обязанностей входят такие задачи, как согласование с заказчиками целей создания чат-бота, проведение аналитики и составление качественно продуманных сценариев диалогов с ним, написание нетривиальных текстов, позволяющих удержать внимание клиента и сценарную линию. Еще необходима сборка чат-бота: боты могут быть очень простыми, для их сборки чаще всего не требуется владение особыми IT-навыками. Знание психологии поведения человека, погружение в предметную область бизнеса заказчика, потребности аудитории бота чаще оказываются важнее для сценариста, нежели умение написать код. Хотя в крупных проектах встречаются задачи, когда не помешает знание высокоуровневого языка программирования — например, основ Python.