На протяжении нескольких дней крупные испанские города сотрясают уличные беспорядки, сопровождающиеся строительством баррикад, поджогами и столкновениями с полицией. Счет задержанным и пострадавшим идет на десятки, причем «потери» в виде раненых несут обе стороны — протестующие и полиция. Поводом для волнений послужило задержание Пабло Ривадулла Дуро, известного в стране как рэпер Пабло Хасель.
С 2018 года власти Испании рассматривали дело Пабло Хаселя: он нелицеприятно отзывался о монархах (как о правящем, так и об ушедшем на фоне коррупционного скандала в отставку) и упоминал в песнях организации, которые Мадрид считает террористическими. Испанский суд постановил, что Пабло Ривадулла Дуро виновен, и попросил его явиться в тюрьму. Может быть, испанские власти надеялись, что излишне политически активный певец покинет родину и будет вести относительно спокойную жизнь в изгнании. Однако рэпер отказался повиноваться и решению суда, и тайным желаниям властей и, как большой художник, устроил из своего задержания перформанс. Он забаррикадировался в здании университета, а полиции, не искушенной в символизме, пришлось, защищая монарха от хулы, брать приступом храм науки.
В результате испанские власти добились противоположного: вместо того чтобы закрыть рот одному, широко известному в узких кругах, рэперу, они получили хор голосов в его защиту. Более 200 деятелей испанской культуры, в том числе кинорежиссер Педро Альмодовар, актер Хавьер Бардем и певец Джоан Мануэль Серрат, подписали петицию против тюремного заключения Пабло Хаселя. Они посчитали, что рэпера преследуют за творчество, а не за совершенное преступление. В конце концов, почему прессе можно было писать, что король Хуан Карлос I незаконно получал от Саудовской Аравии десятки миллионов долларов, которые затем прятал на незадекларированных счетах за границей, а рэперу нельзя назвать его боссом мафии? В той же Саудовской Аравии, Таиланде или иной восточной деспотии такого рода высказывания не приняты, но испанские деятели культуры искренне считают свою страну демократическим государством.
Что касается политических воззрений Пабло Ривадулла Дуро, то тут для Мадрида все еще хуже. Исполнитель — сторонник независимости Каталонии, откуда он родом. Едва центральные власти с помощью репрессий успели справиться с попыткой региона отделиться, как появились новые проблемы. На прошедших 14 февраля выборах в парламент Каталонии партии, выступающие за независимость от Испании, снова получили большинство голосов, лишь увеличив свое преимущество. И на фоне роста сепаратистских настроений появился сторонник отделения региона, который пользуется большой популярностью у молодежи всей страны.
Тем временем испанские власти идти на уступки улице не собираются и стало известно, что суд каталонского города Льейды вынес Хаселю еще один приговор — за «воспрепятствование правосудию и угрозы»: два с половиной года тюрьмы. Он может быть обжалован в Верховном суде Испании.
Арест Пабло Хаселя также нанес косвенный удар по репутации всего Евросоюза. Как известно, эта организация очень печется о правах человека и о свободе слова за пределами своего прекрасного во всех отношениях объединения. К Брюсселю, Парижу и Берлину уже возникало много вопросов, когда они хотя и не выдавали Испании бежавших каталонских политиков, но не обращали внимания на длительные сроки заключения, которые получили оставшиеся на родине. Молчание по поводу Пабло Хаселя со стороны Брюсселя и лидеров стран-тяжеловесов ЕС, вызванное желанием не испортить отношения с Мадридом, ставит их в очень странное положение, а учитывая их активность за пределами союза, даже в глупое.