Введение налога на углеродный след, а также ужесточение экологических норм могут сильно изменить рынок черных металлов в будущем. Поэтому бизнес уже сейчас включился в борьбу за снижение негативного воздействия на окружающую среду, что на фоне растущих цен на сталь делает переход практически безболезненным
Экспортные цены на сталь вышли на уровень 2011 года: в середине декабря цена превысила 660 долларов за тонну. Рост начался летом прошлого года, и с тех пор цены удвоились.
Однако прибыль, которую стали получать металлурги, они во многом направляют на модернизацию своего производства, так как впереди серьезное ужесточение экологических норм. И тот, кто не успеет к ним адаптироваться, может оказаться за бортом бизнеса. Например, нечто подобное уже произошло со сталеварами США, где выплавка стали в 2020 году впервые оказалась ниже, чем в России. Другой пример — Украина, где производство стали в прошлом году снизилось от пиков 2007 года вдвое.
На этом фоне российская металлургия не только наращивает производство, но и расширяет ассортимент. Например, в России растет популярность экологичного металлопроката с антикоррозийным покрытием на основе трехвалентного хрома. При этом пока переход на более щадящие для окружающей среды материалы — добрая воля самих компаний и производителей.
С помощью пассивирования производители снижают химическую активность материала и приближают характеристики металла к благородным, а отказ от использования шестивалентного хрома при пассивировании — мировой тренд. Европа и Северная Америка уже перешли на более экологичный способ — пассивацию на основе трехвалентного хрома — еще в 2006 году. Дело в том, что, согласно результатам масштабных научных исследований, проведенных специалистами в США, Нидерландах, Франции и Дании, шестивалентный хром был признан небезопасным.
Россия, в свою очередь, пока никак законодательно не ограничивает наличие шестивалентного хрома в продукции. Впрочем, отечественным компаниям, идущим в ногу со временем и постоянно работающим над обновлением производства, для внедрения новых технологий не нужны указания законодателей. Так, «Северсталь» постепенно внедряет безвредный прокат под брендом Ecochrome. Причин несколько: сама компания стремится к более бережному отношению к окружающей среде, потребители начинают более ответственно подходить к производству, а популярность экологичной продукции растет.
Пассивация — это способ временно защитить оцинкованный лист от белой коррозии. «Пассивация цинковых покрытий — один из наиболее эффективных методов повышения коррозионной стойкости оцинкованных сталей. Известно, что коррозия на непассивированных образцах появлялась в восемь–десять раз быстрее, чем на пассивированных покрытиях в образцах. Причем одним из наиболее эффективных методов повышения коррозионной стойкости цинковых покрытий является пассивация в хроматных растворах», — рассказала «Эксперту» научный сотрудник кафедры металлургии стали, новых производственных технологий и защиты металлов НИТУ МИСиС Ольга Волкова.
Технология хроматирования, известная еще с 30-х годов прошлого века, в 50-е получила широкое распространение и с тех пор особо не менялась. В основном использовался шестивалентный хром.
Однако в середине прошлого десятилетия ученые доказали: соединения, присутствующие в хроматных пленках, могут быть весьма токсичны. Как отмечает Ольга Волкова, эти соединения водорастворимы и, соответственно, при использовании могут разноситься по земле и попадать в воду, поэтому требуют особого отношения к утилизации: их приходится передавать на обезвреживание.
При этом обработка поверхностей для борьбы с коррозией важна для многих отраслей промышленности. Самый известный пример в этой области — автомобилестроение и «кузов с оцинковкой». Возможные ниши — стальные каркасы, перекрытия, системы вентиляции, кровля, заборы, стеллажи, предметы мебели и бытовая техника.
В России и странах СНГ до сих пор на большинстве предприятий используется пассивирующий состав на основе шестивалентного хрома. Несмотря на отсутствие строгих ограничений, компания «Северсталь» освоила технологию производства экологичного проката, позволяющую стабильно выпускать высококачественную продукцию.
«Во-первых, основное преимущество пассивации на основе трехвалентного хрома перед шестивалентным — экологичность. Трехвалентный хром не канцероген и не вызывает патологий в организме человека при продолжительном контакте. В основном это касается тех людей, которые работают на производстве и переработке проката с пассивацией, — рассказал «Эксперту» руководитель направления по развитию продуктовой категории “Прокат с покрытием” “Северстали” Александр Орлов. — Во-вторых, бытует миф, что у трехвалентного хрома меньшая коррозионная стойкость, поэтому все ведущие комбинаты, переходя на этот вид пассивации, опасаются увеличения коррозии на поставляемом продукте. Наши исследования показывают, что стойкость сопоставима. В 2020 году “Северсталь” отгрузила клиентам более ста тысяч тонн продукции с пассивацией на основе трехвалентного хрома. Продукт был принят и переработан клиентами без замечаний».
На данный момент основной спрос формируют не российские покупатели. В компании отмечают, что пока 95% заказов на Ecochrome — это зарубежные контракты. В 2020 году продажи трехвалентного хрома через дистрибуционную сеть «Северстали» в Европе выросли в три раза, с 28 тыс. до 86 тыс. тонн металлопроката. Среди клиентов — производители бытовой техники, оборудования и конструкций для пищевой промышленности, компании из сектора приборостроения.. В числе клиентов на территории РФ тоже в основном производители бытовой техники и товаров народного потребления.
В перспективе, когда рынок будет меняться и предъявлять современные требования к материалам, прокат с пассивацией на основе трехвалентного хрома сможет полностью заменить оцинкованный прокат с пассивацией на основе шестивалентного хрома, а это почти три миллиона тонн проката в год.