Противостояние Австралии и IT-гигантов в лице Facebook и Google начиналось вполне обыденно и должно было закончиться тем, чем и закончилось: компромиссом. Однако в ходе «торгов» компания, руководимая Марком Цукербергом, решила показать властям Австралии, кто на планете хозяин, и принялась блокировать в Facebook содержимое аккаунтов австралийских госструктур.
Ранее власти Австралии, подначиваемые медиамагнатом Рупертом Мердоком, начали обсуждать закон, который обязал бы социальные сети и поисковики делиться прибылью со СМИ за использование их контента. Это не первый в истории случай, когда власти пытаются провести подобное решение. В 2014 году Испания и в 2015-м Германия принимали аналогичные законы, но Google в ответ пригрозил уйти с испанского и германского рынков. Менеджмент поисковика объяснил властям европейских стран, что не зарабатывает на новостях, а лишь перенаправляет на открытый и бесплатный контент. Кроме того, в выдаче поиска новостей, как правило, вообще нет рекламы.
Логику национальных властей тоже можно понять: социальные сети и поисковики практически убивают традиционные СМИ, забирая себе всю рекламу. Если поисковики и социальные сети не зарабатывают непосредственно на новостях, то пусть поделятся сверхприбылью от рекламы. В экономике это называется перекрестным субсидированием, а в политике — социальной ответственностью бизнеса. Масла в огонь желания немного раскулачить интернет-платформы подлила информация о том, что в январе нынешнего года руководство Facebook уже объявило о договоренностях относительно платы за контент ведущих британских СМИ: Guardian, Daily Telegraph, Financial Times и Daily Mail.
Австралийские власти ожидали, что представители IT-гигантов сядут за стол переговоров и попросят уменьшить отчисления или отменить дурацкие QR-коды, которые, по замыслу местных чиновников, должны были быть прикреплены к каждой новости. В конце концов, IT-гиганты не самоубийцы и не станут покидать рынок, если остается шанс заработать на нем.
Однако они не учли головокружения от успехов, начавшегося у хозяев социальных сетей после успешной гражданской казни президента США Дональда Трампа, состоявшейся на их платформах в начале этого года. Да, они продолжают опасаться Конгресса США, на слушаниях в котором Цукерберг все еще похож на испуганного школьника. Но в Австралии Марк просто Рэмбо, способный пнуть не ожидающего ничего плохого коалу.
Еще на стадии обсуждения австралийского закона о финансовых отчислениях в адрес СМИ Facebook и Instagram заблокировали на территории Австралии «новостной» контент. Были отключены новости (за которые предполагалось взимать плату), международные новости (за них не собирались брать деньги) и отдельные сообщения государственных организаций. В частности, заблокировали сообщения в аккаунтах министерства здравоохранения Квинсленда, метеорологического бюро Австралии, департамента пожарной и аварийно-спасательной служб Западной Австралии. Блокировку «новостей» организаций, которые должны оповещать граждан о возникновении опасных ситуаций, угрожающих их жизни или здоровью, можно объяснить лишь крайним цинизмом менеджмента Facebook.
«Это Австралия. Хотите здесь работать? Работайте по нашим правилам. Мы готовы выслушать технические предложения, но идея закрыть сайт, как они это сделали, просто шантаж, это плохой ход с их стороны. Они что, думают, что правила писаны не для них? Это не так», — возмущался премьер-министр Австралии Скотт Моррисон.
Гнев, в общем-то, праведный, но слегка запоздалый: вполне очевидно, что социальные сети стали монополистами, которым закон никем не писан. Если Моррисон не осознал этого во время блокировки аккаунтов Трампа, когда «прогрессивная» часть человечества праздновала установление незаконной цензуры, то сегодня у него появилась прекрасная возможность испытать ее прелести в применении к своей стране.
Затем Facebook сменил гнев на милость и разблокировал весь контент для Австралии. Кроме того, последовали невнятные обещания поделиться деньгами со СМИ: соцсеть заявила о намерении в ближайшие три года инвестировать миллиард долларов в «поддержку индустрии новостей». Это будет стоить компании около одного процента прибыли в год: прибыль Facebook в 2020 году составила 29 млрд долларов. У компании существует приложение Facebook News Tab, через которое избранные СМИ уже могут получать плату за свой контент. Сколько соцсеть намерена потратить из этой суммы на австралийские СМИ, пока неизвестно. Австралийские власти еще не выразили своего мнения: согласны они с предложенной «ценой вопроса» или нет. Дальнейший торг будет сводиться к тому, какая сумма перекочует из карманов Цукерберга и других акционеров Facebook на счет Мердока и принадлежащих ему СМИ.
При этом основная тема произошедшего, когда фактический монополист в области мгновенной передачи сообщений лишил государственные органы страны возможности обратиться к своим гражданам, по-прежнему мало кого интересует. Упрекать Австралию в том, что она не способна призвать к порядку мировых IT-гигантов, наверное, несправедливо. Однако пока одни страны не могут справиться с произволом соцсетей, а другие не хотят этого делать, проблема безнаказанности их руководства лишь усугубляется.