Президент Белоруссии Александр Лукашенко исполнил свое обещание покарать Литву за грубое вмешательство в белорусские дела. Напомним, после президентских выборов 9 августа 2020 года, на которых, по официальным данным, победу одержал действующий президент, в Белоруссии начались беспорядки, устраиваемые сторонниками оппозиции, которую активно поддерживают из-за рубежа. Особое рвение проявила Литва. В сентябре парламент этой маленькой, но буйной республики признал кандидата от оппозиции Светлану Тихановскую «законным президентом». Правда, запал протестов постепенно иссяк, Тихановская сбежала в Литву, а вот осадочек у Лукашенко и его сторонников остался. И мерой наказания стала переориентация транзита. «Я поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков с портов Литвы на другие. Вот мы и посмотрим, как они будут жить. Тридцать процентов литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались», — цитируют Лукашенко белорусские СМИ.
Девятнадцатого февраля было подписано межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через порты России. Объем перевалки в 2021–2023 годах должен составить не менее 9,8 млн тонн. В 2021-м отгрузить планируется 3,52 млн, в 2022-м — 3,19 млн, в 2023-м — 3,13 млн. Соглашение предусматривает автоматическую пролонгацию. Наконец, 6 марта в рамках подписанного соглашения на станцию Автово (в Санкт-Петербурге) пришел первый грузовой поезд с белорусскими нефтепродуктами. Всего в первую неделю поставок на станции Автово и Лужская (порт Усть-Луга) прибыло семь поездов с 25 тыс. тонн нефтеналивных грузов. В Санкт-Петербурге белорусские грузы принимает Петербургский нефтяной терминал (контролируется Михаилом Скигиным), в Усть-Луге — терминал «Портэнерго» (создан «Сибуром», но продан консорциуму инвесторов в составе государственного инвестхолдинга из ОАЭ Mubadala, Газпромбанка и др.). В перспективе в эту схему предполагается включить также нефтеналивной терминал «ЛУКойла» в порту Высоцк. В плюсе все портовики, а для Петербургского нефтяного терминала это настоящий звездный час: благодаря белорусским грузам объемы его перевалки вырастут более чем вдвое.
Важно отметить, что соглашение предусматривает взаимодействие белорусских хозяйствующих субъектов с операторами терминалов в российских морских портах на условиях «бери или плати» (take-or-pay). То есть поставка в оговоренных объемах должна быть оплачена белорусской стороной вне зависимости от того, куда реально пошли нефтепродукты. Тариф, включая перевалку, предоставление подвижного состава, железнодорожную перевозку, должен составить от 27,2 до 35 долларов за тонну груза. Стоимость собственно перевалки в порту для бензина зафиксирована на отметке 10,5 доллара за тонну. Для сравнения: в Клайпеде было 6,8 доллара за тонну. Лукашенко, как полагают эксперты отрасли, рассчитывает добиться компенсационных скидок, но пока договоренности не достигнуты. В настоящее время речь идет о бензине, мазуте, масле и газойле. Дизельное топливо среди номенклатуры продукции не значится. Вероятно, его Белоруссия пока что продолжит экспортировать через Клайпеду.
По данным литовского оператора нефтяных терминалов Klaipedos Nafta, в последние годы через Литву шло 5−6 млн тонн белорусских нефтепродуктов. Но уже в феврале этого года поставки нефтепродуктов из Белоруссии были сокращены, так что выручка терминалов литовской государственной компании Klaipedos Nafta составила 1,3 млн евро, на 38,1% меньше, чем за аналогичный период 2020-го. А за январь–февраль 2021 года выручка Klaipedos Nafta была всего 10 млн евро: это на 20,6% ниже, чем в предыдущем году.
ВВП Литвы в 2019 году составил 48,8 млрд евро, из которых примерно 7% (и 58 тыс. рабочих мест) пришлось на порт Клайпеда. До трети его грузооборота до недавних пор формировалось за счет белорусских грузов (15–16 млн тонн в год). В перспективе Литва рискует их потерять: под вопросом продолжение перевалки через Клайпеду как белорусского дизеля, так и удобрений. На последние приходится до 10 млн тонн в год (практически все насыпные грузы в порту). Пока, как сообщал прошлой осенью заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило, принять их нет возможности. Но в порту Усть-Луга как раз реализуется крупный проект строительства терминала насыпных грузов «Ультрамар» на 25 млн тонн в год.
Кроме того, разворот на нашу Балтику белорусской торговли может сделать целесообразным восстановление ранее существовавшей, но уничтоженной в годы Великой Отечественной войны железнодорожной линии из Белоруссии на Усть-Лугу через Псков и Гдов. Это стало бы кратчайшим путем для белорусских грузов и развитием транспортной инфраструктуры — для нас.
Беларуссия, последние новости
Блокада Беларуси и санкции против Белоруссии: Лукашенко прокомментировал инцидент с самолетом Ryanair