Покупка российской компанией «Трансмашхолдинг» (ТМХ) завода дизельных и газопоршневых двигателей Bergen Engines (Берген, Норвегия, дочернее предприятие британской Rolls-Royce) за 150 млн евро повисла в воздухе. Норвежские власти объявили, что рассматривают все законные возможности не допустить эту сделку. Дело в том, что компания, хотя она и находится сегодня в предбанкротном состоянии, выпускает продукцию двойного назначения. Bergen Engines AS производит газопоршневые и дизельные двигатели мощностью от 1,4 до 11 МВт, модульные электростанции, судовые двигатели и т. д. Такие технологии могли бы найти важное применение в отечественной экономике, учитывая технологическое отставание в этой сфере. Другой вопрос, что нам из-за санкций никто их не хочет предоставлять.
Принцип недопущения передачи России передовых технологий по-прежнему остается в действии. Об этом говорит и новейшая история отношений российских и европейских компаний.
Например, весной далекого 2006 года ВТБ почти за миллиард евро приобрел чуть больше 5% европейской аэрокосмической корпорации EADS. Планировалось привлечь ее к модернизации отечественного авиапрома. Дела у европейцев шли из рук вон плохо: акции рухнули на 40%, так что инвестор был бы как нельзя кстати. Но в итоге ВТБ не получил даже кресла в совете директоров EADS, не говоря уже о технологическом сотрудничестве.
Еще одним значительным примером стала несостоявшаяся покупка Сбербанком в партнерстве с канадским производителем автокомпонентов Magna контрольного пакета акций автоконцерна Opel. Казалось бы, беды ничто не предвещало: в июне 2009 года концерн General Motors заявил, что достиг предварительного соглашения о продаже 55-процентного пакета акций Opel консорциуму Сбербанка и Magna. Но после нескольких месяцев переговоров руководство GM объявило, что не собирается продавать немецкий бренд. Как выяснилось позже, российская сторона изъявила намерение получить доступ к технологиям и патентам немецкой марки, это и заставило GM пойти на попятную.
«За последние двадцать лет российские бизнесмены получили достаточно богатый опыт купли-продажи зарубежных компаний. И были же успешные проекты: можно вспомнить сделку по покупке группой ГАЗ британской LDV в 2006 году, — напоминает доцент кафедры экономической безопасности факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов. — И то, что реализовать потенциал этой покупки нашим инвесторам не удалось, — тема для отдельной дискуссии». Кроме того, стоит напомнить об успешной покупке российскими бизнесменами британской компании TVR, прекратившей существование из-за крайне неудачного управления. Усилить свое присутствие в Европе российской «Северстали» помогло приобретение итальянской компании Lucchini, хотя в истории с борьбой за Arcelor «Северсталь» ждало разочарование.
«Я бы не выделял сделку с норвежской компанией как особенную, — пояснил Грибов, — хотя для ТМХ это стало бы возможностью не только получить технологии для использования в России, но и усилить свой экспортный потенциал и зарубежный бизнес, масштаб которого компания наращивает в последние годы».
В самой компании ситуацию вокруг сделки по покупке завода Bergen Engines не комментируют.