Государство решило коренным образом изменить ситуацию в авиастроительной отрасли, при которой увеличение финансовых вливаний только раздувает штаты и снижает эффективность работы корпорации. «Ростех» объявил, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), компании «Сухой» и МиГ объединяются в единый корпоративный центр самолетостроения, консолидирующий управление самолетными программами и другими активами ОАК. Все авиационные конструкторские бюро будут выделены в специальный центр, расположенный в Москве. При этом конструкторские школы сохранят самостоятельность.
Учитывая важность поставленных задач, глава «Ростеха» Сергей Чемезов решил сам возглавить совет директоров ОАК.
О том, что проблемы, накопившиеся в отрасли за последние годы, требуют решения, «Эксперт» писал неоднократно, отмечая, что одна из главных — непомерные производственные мощности авиапредприятий, несоизмеримые с количеством выпускаемых самолетов. (см. «Как реформируют ОАК», «Эксперт» № 41 за 2019 год).
«Так, общая площадь заводов ОАК превышает 43 млн кв. м. Это больше, чем у четверки ведущих авиастроительных компаний мира, вместе взятых, — отмечалось в статье. — Например, у Boeing около 13 млн кв. м. производственных площадей, у Airbus — порядка 15 млн, а у Empaer и Bombardier — всего по 3 млн кв. м. И это при том, что американцы и европейцы ежегодно делают примерно по 800 самолетов всех типов, а в России выпускается в год не более 150 воздушных судов, главным образом боевой авиации».
И тогда, и сегодня было понятно, что обширные площади требуют громадных расходов на содержание. Их избыток у ОАК сложился исторически и объясняется тем, что многие российские авиазаводы до сих пор организованы по принципу натурального хозяйства. Они, помимо, прочего имеют архаичные и убыточные литейные и кузнечные производства, сами выпускают инструмент и оснастку. На эти так называемые низшие переделы продукции приходится более трети всех производственных площадей ОАК, а на занятых там сотрудников тратится чуть ли не 40% всего фонда оплаты труда. При этом ни на одном из наших авиазаводов нет полноценного конвейера для выпуска финальной продукции. А большинство процессов, в том числе в сборочных цехах, до сих пор не автоматизированы.
В беседе с «Экспертом» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров пояснил, что нынешние изменения — реакция на события, запущенные еще года два назад, с момента передачи ОАК в состав «Ростеха». «Уже тогда было понятно, что это делается для того, чтобы “Ростех” реформировал эту структуру, — считает Гусаров. — Мы до сих пор имеем излишнюю внутреннюю конкуренцию. Причем конкурируем не с продуктами внешних производителей, а практически друг с другом, и соревнование идет не за качество продукции, а за бюджет».
Однако немалые деньги (а речь идет о десятках миллиардов рублей ежегодно), которые правительство выделяет на поддержку отрасли, распыляются на огромную неэффективную структуру. «Реальным созданием нового продукта занимается лишь небольшая часть корпорации, тогда как остальная просто его проедает, — говорит Роман Гусаров. — Грамотный же руководитель в первую очередь избавляется от всех ненужных пристроек и концентрирует ресурсы на разработке перспективных и прибыльных проектов». В связи с этим, считает г-н Гусаров, действия властей вполне логичны.