Уралмашзавод (УЗТМ) заключил крупнейшую для себя за последние тридцать лет сделку: на 322 млн долларов. Компания подписала контракт на поставку в течение пяти лет пяти электрических шагающих экскаваторов ЭШ 24.95 с первым в мире производителем угля — индийским государственным предприятием Coal India Ltd (CIL).
Уралмашзавод победил в тендере на поставку этих машин. Всего в нем участвовало пять компаний. Впервые информация об участии уральского завода появилась еще в 2018 году. Но как утверждают те, кто имеет опыт бизнес-сотрудничества с индийскими структурами, столь длительная процедура — нормальная для этой страны ситуация.
Тендер проходил в несколько этапов. На первом оценивали техническую квалификацию участников: соответствие предлагаемой модели техническому заданию, а также критериям тендера по референтному оборудованию. Иными словами, у участника тендера должно быть не менее одной машины того же класса, удовлетворительно работающей с момента запуска в эксплуатацию.
Уралмашевской референтной машиной стал драглайн ЭШ 25.90, успешно работающий в Монголии на разрезе Шивээ Овоо с 2003 года. В итоге до последнего этапа, ценового аукциона, дошли только две компании. УЗТМ предложил более привлекательную стоимость. Плюс свою роль сыграл тот факт, что сотрудничество УЗТМ с индийскими компаниями длится уже более шестидесяти лет. За это время в Индию было поставлено с Урала более 300 экскаваторов, а оборудованием с маркой УЗТМ оснащены ведущие металлургические предприятия этой страны.
ЭШ 24.95 предназначен для вскрышных работ. Он имеет ковш объемом 24 кубометра. Длина стрелы — 95 метров.
Как рассказал главный конструктор шагающих экскаваторов Уралмашзавода Евгений Спицын, машина оснащена приводами переменного тока, самыми современными системами, в том числе системой акустико-эмиссионного контроля, которая позволит оперативно получать информацию о состоянии металлоконструкций стрелы и ее подвески (ранее такой системой драглайны не комплектовались), а также системой передачи данных о работе и состоянии экскаватора диспетчерам.
Использование такой машины позволяет обойтись без самосвальной автотехники: экскаватор за счет большой длины стрелы сам перемещает пустую породу в отвал. И таким образом заказчик получает возможность сэкономить.
По условиям контракта поставка первых двух машин должна завершиться через 40 месяцев с момента его подписания.
«Приблизительно 90 процентов комплектующих в ЭШ 24.95 будут российского производства, — рассказал Евгений Спицын. — По условиям договора часть комплектующих, в том числе мостовой кран, система пожаротушения, компрессоры, тельферы, поставят индийские производители. Некоторые элементы системы автоматической смазки мы будем закупать за рубежом».
Сейчас в Индии работают восемь шагающих экскаваторов производства УЗТМ. Пять из них эксплуатирует «дочка» CIL. Все эти машины прошли модернизацию под авторским надзором специалистов Уралмашзавода, которая завершилась в августе 2019 года.
Для Coal India Ltd модернизация и покупка новой техники — необходимые условия для того, чтобы увеличить годовую добычу угля до миллиарда тонн: Индия поставила своей целью к 2023–2024 годам прекратить импортировать энергетический уголь, обеспечив свою потребность в нем собственным производством.