Американская Zoom Video Communications запретила продавать доступ к своим сервисам российским госкомпаниям и госучреждениям. Об этом заявили официальные дистрибьюторы корпорации в России. Таким образом, гигант мирового рынка видео-конференц-связи (ВКС) решил подстраховаться от участия в «токсичном» российском рынке, который для него не имеет особого значения, принося, по некоторым оценкам, менее 1% глобальной выручки. Основной рынок для Zoom — американский, и здесь у компании хватает проблем: весной прошлого года ей пришлось публично оправдываться, после того как в интернет утекли данные тысяч пользователей и конфиденциальные записи: например, оказались в свободном доступе без согласия участников такие личные видеозвонки, как сеанс с психотерапевтом.
Одновременно на родине Zoom испытывает сильное политическое давление. Дело в том, что эту взлетевшую в период пандемии компанию создал бывший вице-президент телеком-гиганта Cisco американец китайского происхождения Эрик Юань и в последнее время Zoom находится под пристальным вниманием американских властей с точки зрения ее сотрудничества со спецслужбами КНР. Дошло до официальных разбирательств: в декабре прошлого года один из сотрудников Zoom в Китае был обвинен судом Нью-Йорка в передаче китайским властям личных данных граждан США, а также в сговоре с целью сорвать серию видеоконференций в Zoom, посвященных событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Чтобы не подпасть под санкции, руководство Zoom изо всех сил отвергает связь с китайским правительством. И на фоне агрессивной риторики руководства США в отношении России компания, по всей видимости, поспешила предотвратить схожие обвинения о взаимодействии с российским государственным сектором.
Демарш Zoom оказался на руку российским производителям решений ВКС, которые, по оценкам TAdviser, уже с большим отрывом лидируют в сегменте корпоративных клиентов в нашей стране. Это прежде всего такие отечественные компании, как Spirit DSP (решение Videomost), а также TrueConf и Mind. Другие заметные производители решений ВКС — IVA Technologies, Vinteo, «Яндекс.Телемост», «Видеозвонки» от Mail.ru Group, Webinar, «Сфера». На волне скандала с Zoom о развитии своего ВКС-продукта под названием Jazz на днях объявил Сбер.
По функционалу российские ВКС-системы не только не уступают Zoom и другим иностранным продуктам, но и в некоторых случаях превосходят их. Например, последний обновленный продукт VideoMost 8.0 способен одновременно обслуживать больше пользователей, чем Zoom, но, главное, может разворачиваться не только в облаке, но и на серверах клиента, что безопаснее, а американское решение делать это не в состоянии (см. «Разговорится ли “русский Zoom”?», «Эксперт» № 9 за 2021 год). Одновременно российские производители ВКС-систем успешно развивают экспортную деятельность. Например, представители Spirit DSP рассказывают, что их решение VideoMost реализуется в Японии, ОАЭ, Индии, Вьетнаме и в других странах Азии и Ближнего Востока. А TrueConf результативно продвигает свои продукты в странах Азии, Африки, а также в Германии, Турции и даже в США, где о приобретении решения TrueConf для развития удаленных коммуникаций недавно объявила американская компания Space Х Илона Маска. Кстати, весной прошлого года именно Маск одним из первых публично обвинил Zoom в ненадежности с точки зрения безопасности и запретил своим сотрудникам пользоваться этим сервисом, который теперь уходит из доступа и в России. Пока уход Zoom с российского рынка касается в первую очередь корпоративных заказчиков, но, возможно, скоро и массовый сегмент частных клиентов поймет, что пользоваться отечественными ВКС-продуктами удобнее, а главное, безопаснее.