Налоги для факела демократии

Джанет Йеллен нашла способ поддержать военно-политические амбиции США
Читать на monocle.ru

Министр финансов США Джанет Йеллен призвала страны G20 ввести минимальные ставки корпоративного налога. «Мы просим страны G20 согласиться на глобальную минимальную ставку корпоративного налога, который может остановить “гонку на дно” (снижение налогов в поисках инвестиций. — “Эксперт”). Вместе мы можем использовать глобальный минимальный налог, чтобы убедиться, что глобальная экономика процветает, основываясь на более равных условиях в налогообложении многонациональных корпораций, и стимулирует инновации, рост и процветание», — сказала она. При этом министр не уточнила, на сколько необходимо поднять налоги в большинстве ведущих экономик мира, чтобы «простимулировать инновации» и добиться «процветания». Заявление главы американского минфина прозвучало в полуофициальной обстановке — на Чикагском совете по глобальным вопросам. Эта общественная организация позиционирует себя как площадка для обсуждения мировых проблем. Такая форма вброса выбрана не случайно: американцы могут понаблюдать за реакцией отдельных стран и заранее определиться, как эффективнее реализовать эту идею.

Заявление Йеллен прозвучало всего через четыре дня после того, как президент США Джо Байден огласил очередной план вливания в американскую экономику: предполагается инвестировать в нее 2,2 трлн долларов. Главным отличием от предыдущих американских стимулирующих мер стал источник финансирования масштабных трат: помимо увеличения дефицита госбюджета планируется поднять корпоративный налог с 21 до 28%. Для политиков из левого крыла Демократической партии, требующих от Байдена огромных денег на «спасение климата» и помощь тем, кто никак не желает найти работу, лишние 7% — это немного. Людям, владеющим математикой на уровне третьего класса, очевидно, что поднять налоги на треть — это много. А Джанет Йеллен, которая с 2014 по 2018 год занимала пост главы ФРС США, прекрасно известно, что изменение ставки кредитования даже на четверть процентного пункта способно повлиять на экономику.

Однако было принято политическое решение — добыть необходимые средства любой ценой: избиратели ждут обещанного. А для того, чтобы у корпораций не было соблазна сбежать из США в поисках лучшего инвестиционного климата, во всем мире должно быть одинаково плохо. Даже если эту идею Джанет Йеллен отвергнут (трудно себе представить, что Китай, Индия или Турция на нее согласятся), у американского бизнеса какое-то время не будет понимания, в каком направлении бежать из США. Кроме того, часть стран, опасаясь мести США, явно не решатся снизить налоги в надежде привлечь к себе американские компании, поскольку с сегодняшнего дня это моветон.

Главной проблемой, толкающей американцев на столь опасную в экономическом отношении дорожку, является несоответствие друг другу их экономического потенциала и амбиций. За последние 70 лет доля США в мировом ВВП снизилась более чем вдвое, этого явно недостаточно для привычного образа жизни внутри страны и не менее привычного военного контроля над всем миром. Дональд Трамп не стеснялся говорить об этой проблеме, призывая меньше бряцать оружием, а сосредоточиться на внутриамериканских проблемах. Однако Байден явно не спешит расставаться с военно-политическим доминированием США в мире, а напротив, не прочь его усилить. Ради этой цели он готов рискнуть не только американской экономикой, но и мировой.

Профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев напоминает, что США не в первый раз проявляют инициативу в отношении мирового переустройства. «В первый раз это произошло после Первой мировой войны, когда президент США Вудро Вильсон предложил принципы послевоенного мироустройства. Предложения были ведь не только про политику, но и про экономику. Это была попытка разрушить систему колониализма, попытка отменить имперские преференции, прежде всего в британской колониальной системе. Попытка трансформировать превосходство в промышленности в лидерские позиции в торговле. Второй раз США сделали аналогичные предложения после Второй мировой войны. Это была Бреттон-Вудская система. Она предусматривала несколько расчетных валют, но резервной валютой становился доллар США. И тогда у американцев все получилось. Сейчас уже третья попытка. Это надо рассматривать как элемент преемственности внешней политики США. Соединенные Штаты внутренне смирились с тем, что у них больше нет конкурентоспособности в рамках экономических механизмов. Например, идея глобализации “экологической дани”, которая будет распространяться не только на американских сланцевиков. Это идея распространить такие механизмы вовне, прежде всего на Китай, на развивающийся мир. США выстраивают новую систему регулирования конкурентоспособности всех государств. Кроме того, мы недооцениваем значение военно-силового фактора регулирования экономической деятельности. Никогда в истории не было ситуации, когда в мирное время во всех важнейших для экономики регионах столь существенную роль играл бы военный фактор», — говорит Евстафьев.

Все давно привыкли к стремлению американцев решать свои проблемы за чужой счет, но предложение главы американского минфина необычно из-за того, что оно фактически отменяет капиталистическую конкуренцию между странами. Впрочем, все империи, теряющие былое могущество, становятся консерваторами в области международных отношений и пытаются всеми силами сохранить существующий порядок вещей.