Военно-политическое обострение на Донбассе продолжает набирать обороты. ДНР и ЛНР с одной стороны и Киев — с другой в течение прошедшей недели сообщали об убитых и раненых на линии соприкосновения сил. При этом стороны традиционно обвиняют друг друга в применении оружия и заявляют, что ведут лишь ответный огонь.
На этом фоне Украина неожиданно начала учения в Черном море: администрация морских портов Херсона, Ольвии, Черноморска, Одессы, Южного и Николаева (практически всего черноморского побережья страны) сообщила об ограничениях для гражданских судов. Затем телеканал CNN заявил, что США рассматривают возможность отправить в Черное море свои военные корабли в знак поддержки Украины. Стало известно, что США в соответствии с Конвенцией Монтрё уведомили Турцию о прохождении двух военных кораблей через Босфор и Дарданеллы в Черное море.
Обострение наблюдается и на дипломатическом фронте. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что США обсуждают передвижение российских войск в регионе с союзниками по НАТО. В Кремле в очередной раз попросили не выражать озабоченность по поводу передвижения российских войск по российской же территории. При этом Россия дает понять, что в случае нападения Киева на Донбасс не останется в стороне. Заместитель руководителя администрации президента России, представитель Москвы на переговорах Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе Дмитрий Козак заявил о готовности России встать на защиту местных жителей. «Я считаю, что есть уже такие оценки, и поддерживаю те оценки, которые есть и внутри Украины, что начало боевых действий — начало конца Украины. Это самострел, выстрел себе не в ногу, а в висок... Сегодня все зависит от того, какой масштаб будет у пожара. Если там будет, как говорит наш президент, устроена Сребреница, мы, видимо, окажемся вынуждены встать на защиту».
Позиция Киева, не слишком последовательная и ранее, превратилась в крайне противоречивую. Экс-президент Украины, представитель Киева в Трехсторонней группе Леонид Кравчук заявил, что не будет вести переговоры, пока из переговорной группы не удалят представителя ДНР Майю Пирогову, заочно приговоренную на Украине к десяти годам лишения свободы за терроризм. Затем вице-премьер Украины Алексей Резников заявил, что Киев не будет принимать участие в заседаниях в Минске, поскольку «Белоруссия находится под влиянием России» и якобы это мешает переговорам. Но уже в начале недели Кравчук инициировал экстренное заседание группы в связи с обострением на линии соприкосновения. Президент Украины Владимир Зеленский, хранивший относительное молчание, отправился — в камуфляже, бронежилете и каске — с двухдневным визитом на передовую. Вернувшись с фронта, он сделал странное заявление, содержавшее среди прочего призыв к перемирию. «После месяцев соблюдения режима полного и всеобъемлющего прекращения огня мы вернулись к необходимости устанавливать перемирие», — написал Зеленский в своем телеграм-канале.
Главнокомандующий вооруженными силами Украины генерал-полковник Руслан Хомчак, ранее намекавший на готовность Киева взять штурмом неподконтрольные города Донбасса, тоже смягчил риторику. «Высшим военно-политическим руководством Украины определен политико-дипломатический сценарий урегулирования международного вооруженного конфликта в Донецкой и Луганской областях как приоритетный. Освобождение временно оккупированных территорий силовым путем неизбежно приведет к гибели большого количества мирных жителей и к потерям среди военнослужащих, что неприемлемо для Украины», — сказал Хомчак.