Пора создавать антивирусы

Вирусы с их компактными геномами и отсутствием клеточной анатомии предлагают гораздо меньше мишеней, на которые можно воздействовать, чем другие патогены
Читать на monocle.ru

Пандемия свирепствует уже второй год, вакцинная гонка продолжается, но в разработке антивирусных препаратов подобной гонки так и не возникло, констатирует вышедшая 14 апреля редакционная статья в ведущем научном журнале Nature.

Пандемия не стала сюрпризом для специалистов: о ее неизбежности десятилетиями предупреждали ученые и врачи, призывая вкладываться в разработку противовирусных препаратов широкого спектра действия, то есть эффективных сразу против целых групп родственных вирусов, таких как вирусы гриппа или коронавирусы. Но когда пандемия все-таки разразилась, оказалось, что лечить людей нечем. Из противовирусных препаратов, готовых к клиническим испытаниям на способность противостоять ковиду, отчасти полезен оказался лишь «Ремдесивир», да и то он не сокращает смертность и лишь ненамного уменьшает время пребывания в больнице. Но даже это показать удалось не во всех исследованиях.

«Позор нам», — восклицают в Nature разработчики лекарств, вспоминая упущенные шансы, ведь эпидемии 2003 и 2014 годов, вызванные «родственниками» ковида (SARS и MERS), уже в те годы ясно указали не только на опасность пандемии коронавируса, но и на возможные пути поиска антивирусных препаратов, способных влиять на все «семейство» бета-коронавирусов. Например, в лабораториях фармкомпании Pfizer в Калифорнии еще в 2003 году разработали фермент, который останавливает репликацию коронавируса, разрывая длинные цепи вирусных белков на части. Но в 2004-м атипичная пневмония исчезла вместе с рынком лекарств от нее, и компании, работающие над антикоронавирусными средствами, отложили программы на неопределенное время. Позднее выяснилось, что вирус ковида — близкий родственник SARS, и исследования возобновили, но, когда молекулу подготовили к клиническим испытаниям, первая волна ковида уже унесла миллион жизней. Благодаря этой молекуле сейчас у Pfizer есть два препарата от ковида, проходящих клинические испытания на людях, а у других фармгигантов и того нет. К счастью, в последнее время появились инициативы, пытающиеся изменить положение. Так, два десятка компаний со всего мира создали COVID R&D Alliance — организацию, призванную ускорить разработку лекарств против коронавирусов. Альянс планирует подготовить 25 лекарственных препаратов-кандидатов, готовых для испытаний на людях, но лишь когда придет следующая коронавирусная пандемия.

Значительные средства в создание лекарств для борьбы с SARS-CoV-2 и его аналогами планирует вложить Национальный институт здоровья США (NIH). «Ремдесивир» появился как раз благодаря инициативе NIH, запустившего в 2014 году проверку библиотек лекарств на предмет кандидатов, ингибирующих разные вирусы, включая вирус грипп и коронавирусы. Проблема осложняется тем, что до сих пор фармпромышленность вкладывалась не в антивирусы широкого спектра действия, а в узконаправленные, в основном против ВИЧ и гепатита С. Традиционный подход «для каждой мишени — свое лекарство» оказался чудовищно неэффективен, когда потребовалось быстро отреагировать на пандемию.

Есть и другая антивирусная стратегия — воздействовать не на вирус, а на клетки зараженного человека; в этом случае появляется гораздо больше возможных мишеней для воздействия и к тому же вирусу труднее выработать устойчивость к такому лечению. Одно из разрабатываемых лекарств, например,

блокирует человеческий фермент, используемый вирусами в процессе проникновения в клетки хозяина. Еще один вариант лечения, который может оказаться эффективным, — создание антител против ковида, или препаратов на основе плазмы переболевших, уже имеющих антитела. Один из таких препаратов «Ковид-глобулин» проходит клинические испытания в России. Но пока ни один из препаратов этого класса не доказал свою эффективность.