Погрузка на железных дорогах: неравномерный, лукавый рост

Читать на monocle.ru

Отечественная железнодорожная монополия РЖД отчиталась о росте погрузки на своей сети по итогам апреля на 6,9% относительно аналогичного показателя предыдущего года. В целом по итогам января–апреля тоже отмечен рост, но куда более скромный: +1,8% к аналогичному показателю предыдущего года.

Правда, у этих, без всякого сомнения, оптимистических новостей есть две специфические особенности.

Во-первых, динамика изменения объемов погрузки на железнодорожной сети носит разнонаправленный характер в зависимости от груза, о котором идет речь. Так, если смотреть все тот же период января–апреля 2021 года и его соотношение с аналогичным периодом 2020-го, то в рекордсменах роста (в абсолютных показателях) окажется каменный уголь (+7,3%). А это «праздник со слезами на глазах». Уголь относительно низкодоходный груз, на ряде направлений генерирующий для РЖД только убытки (о чем представители компании неоднократно заявляли: перевозки этого вида топлива зачастую оказываются для них социальной нагрузкой, а не коммерческим предприятием).

Выросла также погрузка лома черных металлов (+ 22%), зерна (+15%), минеральных удобрений (+6%) и кокса (+3,5%). Кроме того, продолжается тренд на рост перевозки контейнерных грузов за счет привлечения на сеть РЖД международного транзита.

При этом зафиксировано падение погрузки нефти и нефтепродуктов (–4,7%), и это новость неприятная: они относительно высокодоходный для РЖД груз. Но трубопроводы и ограничения на добычу в рамках межгосударственных соглашений ОПЕК+ в обозримом будущем не позволят преломить эту тенденцию.

Снизилась и погрузка строительных грузов (–6,4%), химикатов (–3,9%) и черных металлов (–2,5%). Для строительных грузов и черных металлов такая тенденция, в принципе, отражает индексы промышленного производства по соответствующим отраслям (хотя для черной металлургии все выглядит весьма странно: мировой рынок испытывает ажиотажный рост спроса, цены на пике, а отечественные металлурги уже имеют резервы неиспользуемых производственных мощностей). Для химических же грузов корреляции нет никакой, что свидетельствует о давлении со стороны автомобильного транспорта, претендующего на перевозку тех же грузов.

Второе важное обстоятельство — отсчет успехов от низкой базы кризисного коронавирусного 2020 года, когда просели почти все производственные и макроэкономические показатели, отдает лукавством. Если же брать более длинный временной ряд и сравнивать, например, январь–апрель 2021 года с аналогичным периодом докризисного 2019-го, все будет выглядеть уже не столь благостно. Окажется, что объем погрузки на сети РЖД по итогам января–апреля 2021 года не достиг докризисных показателей (97% к уровню января–апреля 2019-го). По массовым грузам провал даже по «любимому» железнодорожниками углю: почти –4%.

А вот что стоит отметить отдельно, так это неуклонный рост объема контейнерных перевозок (+12% соответствующему показателю 2020 года, +29% — к показателю 2019-го), для которых вызванные пандемией ограничения оказались даже стимулом.

Ранее представители РЖД сообщали, что по итогам 2021 года прогнозируется рост объемов погрузки на 1,6%. В случае реализации этого сценария по итогам нынешнего года РЖД так и не выйдет на докризисные показатели. Однако пока что динамика роста объемов погрузки выглядит для компании чуть более оптимистично, хотя и не так радужно, как ожидалось прежде, когда по итогам этого года рассчитывали на восстановительный рост в 2,6%. Всего по результатам 2020 года погрузка снизилась на 2,7%.