В Рейкьявике на полях заседания Арктического совета прошли переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова и государственного секретаря США Энтони Блинкена. Встреча глав внешнеполитических ведомств не имела цели решить какие-то конкретные проблемы непростых российско-американских отношений, а была призвана положить начало новому диалогу между Россией и США. Причем американцы поставили себя в довольно шаткое положение: Кремль публично заявил, что еще не принял решения относительно целесообразности встречи президента России Владимира Путина с президентом США Джо Байденом.
Встрече Лаврова и Блинкена предшествовал период своеобразного «повышения ставок» перед началом переговоров между новой американской администрацией и Кремлем. Белый дом описал свое мировосприятие следующей формулой: наказывать Россию за действия, не устраивающие США, и вести переговоры по списку проблем, составленному в Вашингтоне. Далее последовало хамское (для международных отношений) заявление Байдена, назвавшего своего российского коллегу убийцей, чего, например, он не позволял себе делать даже по отношению к наследному принцу Саудовской Аравии. Москва продемонстрировала решимость прекратить диалог вовсе, не позволив Вашингтону вести его в менторском тоне. Российский посол в США Анатолий Антонов был приглашен на консультации в Москву, а послу США в Москве Джону Салливану рекомендовали отправиться в Вашингтон для проведения там консультаций. После недолгих раздумий Байден позвонил Путину и предложил провести личную встречу в европейской стране. Однако встреча глав государств России и США требует основательной предварительной подготовки: стороны, как правило, не только заранее обсуждают ее повестку, но и достигают предварительных рамочных договоренностей.
Судя по поведению Блинкена перед переговорами с Лавровым, он получил четкие и недвусмысленные инструкции о необходимости наладить диалог со своим российским коллегой и обеспечить возможность проведения двусторонней встречи президентов России и США. Глава внешнеполитического ведомства США буквально излучал доброжелательность и радушие. А глава российского МИД, напротив, выражал очень сдержанный оптимизм, давая понять, что одной американской улыбки для начала сотрудничества недостаточно. Впрочем, перед встречей в Рейкьявике США сделали и реальные шаги: Госдеп объявил Конгрессу, что администрация США отказалась вводить санкции против оператора строительства газопровода «Северный поток — 2» компании Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига в связи с «интересами национальной безопасности». Шаг вполне адекватный, поскольку США, требующие невмешательства в свои дела, пытались запретить России и Германии построить газопровод между своими странами, портя при этом отношения как с Москвой, так и с Берлином. Однако, идя навстречу России и Германии, Байден угодил в ловушку, которую Демократическая партия долгие годы готовила для своего противника — президента США Дональда Трампа, когда обвиняла его в излишних симпатиях к Москве. Теперь пришла очередь Республиканской партии обвинять главу Белого дома в «низкопоклонстве перед Востоком». «Через несколько дней после того, как российские хакеры успешно атаковали американский газопровод, президент Байден решил отдать Владимиру Путину его собственный газопровод и вручить ему крупную геополитическую победу», — написал в твиттере сенатор-республиканец Кевин Крамер. Кроме того, он предложил законодательно обязать Белый дом ввести санкции против Nord Stream 2 AG.
О результатах переговоров между Лавровым и Блинкеном судить трудно, поскольку они носили промежуточный характер. Но утечка в прессу информации о подготовке встречи секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева с советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном говорит о том, что она прошла относительно успешно и подготовка встречи Путина и Байдена продолжается. Что касается официальных заявлений о результатах переговоров глав внешнеполитических ведомств, то они были скупы. «Беседа мне показалась конструктивной. Есть понимание необходимости преодолеть нездоровую ситуацию, которая сложилась между Москвой и Вашингтоном в предыдущие годы. Завалов очень много. Разгребать их непросто. Но я почувствовал у Энтони Блинкена и его команды нацеленность на то, чтобы это сделать. За нами дело не станет… Будем готовить предложения нашим президентам и по этим вопросам, и по вопросам развития нашего диалога по стратегической стабильности», — заявил Лавров по итогам переговоров. Блинкен не вышел к журналистам после встречи, и это (учитывая непростую внутриполитическую ситуацию в США) скорее хороший признаком. Позже Блинкен описал повестку встречи в твиттере: по его словам, помимо «стабильных и предсказуемых отношений с Москвой» он обсудил «действия России против Украины», ситуацию вокруг радио «Свобода» (признанного в России иностранным агентом) и Алексея Навального. Скорее всего, Блинкен не лукавит и действительно упоминал эти темы в ходе переговоров. Однако он не решился на совместной с Лавровым пресс-конференции рассказать о том, что США чего-то «строго потребовали» от России, и это, пожалуй, стало главным итогом противостояния США и России последних четырех месяцев.