Американская международная страховая компания успешно развивает свой бизнес в России, делая ставку на новые перспективные продукты. При этом российский страховой рынок не сильно пострадал от пандемии и имеет большой потенциал роста. Об этом рассказывает Роман Тихоненко, президент AIG в России
— Компания AIG пришла на российский рынок страхования двадцать семь лет назад. Чего удалось достигнуть за это время?
— Мы расцениваем российский рынок как очень важный для нашей компании, за время работы здесь мы в общей сложности выплатили клиентам по страховым случаям свыше 10,6 миллиарда рублей. У нас хорошие позиции в России по таким направлениям, как страхование грузов, финансовых рисков, включая страхование ответственности директоров, перестрахование и многие другие виды услуг. При этом мы делаем ставку на то, чтобы выводить на российский рынок новые перспективные виды страхования. Например, мы были первыми, кто в 2013 году представил в России страхование киберрисков. Ранее, в 2008 году, мы также первыми начали предлагать экологическое страхование. К этому виду страхования мы видим особенно сильно возросший интерес после катастрофы, которая случилась с «Норникелем». Многие российские компании, и не только нефтяные, сейчас обращают на него внимание и начинают приобретать такие страховые продукты.
— Как ваша компания пережила последний непростой год, связанный с пандемией?
— Мы сумели быстро перейти на удаленную работу, так как и раньше еще с 2012 года, во всем мире практиковали дистанционные формы организации рабочего процесса. В таком режиме работы вовлеченность наших сотрудников остается на высоком уровне, как и чувство внутренней ответственности за результат. В итоге прошлый год мы закончили с хорошими финансовыми результатами, неплохо сработали в продажах. Впрочем, по нашим оценкам, и весь российский страховой рынок не сильно пострадал от пандемии.
— Почему? Как вы в целом оцениваете развитие российского страхового рынка по сравнению с западным?
— Пандемия повысила интерес к различным страховым продуктам, а также к формам их приобретения. Например, повсеместный локдаун научил клиентов, в том числе в России, больше пользоваться услугами страхования онлайн. И клиенты понимают, что это так же удобно, как пользоваться агрегаторами такси, а не стоять у дороги с поднятой рукой. Российский страховой рынок не такой жесткий, как западный, где из-за возросшего числа страховых случаев и роста среднего убытка по большинству видов страхования растут цены. Российские тарифы по сравнению с западными ниже по многим видам, но, с другой стороны, по некоторым из них и рисков в России меньше. Например, в Европе по киберстрахованию едва ли не каждый месяц страховые компании выплачивают внушительные суммы в связи с распространением киберпреступности. Мошенники вымогают у компаний большие суммы выкупа за возврат ценных данных. Для российских компаний это не так актуально, хотя и эти угрозы растут. Но в целом в России пока еще во многих случаях отстает культура корпоративного управления и риск-менеджмент как ее часть. У любой значимой компании должна быть структура, управляющая ее рисками. Кроме того, часть российского бизнеса все еще находится в стадии перехода от краткосрочной повестки, от стремления сделать прибыль здесь и сейчас к стратегическому планированию на долгосрочной основе. Рост корпоративной культуры и увеличение роли риск-менеджмента даст огромный толчок развитию российского рынка страхования и осознанной покупки важных для бизнеса продуктов.
— Как влияют санкции и внешнеполитическая напряженность между Россией и США на бизнес компании?
— Острая политическая ситуация скорее влияет на бюрократические процедуры. В нашей деятельности мы должны соблюдать законы локальные, международные, американские. Из-за санкций требуется больше согласований, оговорок, что замедляет и осложняет работу. Но на наше развитие, финансовые и прочие показатели политика не влияет, санкционная составляющая не сказалась ни на одном нашем решении. Никакого негативного отношения в международном страховом бизнесе к России нет, скорее наоборот: такие крупные международные компании, как наша, воспринимают Россию как очень перспективный рынок. По мнению зарубежного руководства AIG, мы не используем все возможности российского рынка. В ближайшее время мы планируем и дальше развиваться в России — в частности, в планах расширение штата сотрудников. Совсем недавно мы внедрили новую ИТ-платформу, к слову, российского производства, которая заменила собой одиннадцать ИТ-систем, и сейчас осуществляем ее отладку. Благодаря новой цифровой платформе у нас появляются новые возможности продажи продуктов. Повторюсь, что с повышением культуры корпоративного управления российский страховой рынок будет расти, а AIG на нем продолжит представлять актуальные для бизнеса страховые решения, которые уже хорошо зарекомендовали себя на международном уровне.