Локализация по-итальянски

Новая модель развития итальянского бизнеса в России — производство на территории России. Местные предприятия позволяют итальянским компаниям быть ближе к российскому потребителю, а также меньше зависеть от колебаний валютного курса и внешнеполитической турбулентности

В Липецкой ОЭЗ в ближайшее время планирует построить завод крупный итальянский производитель электро- двигателей Euro Group, а также другие итальянские компании
Читать на monocle.ru

«Сделано с Италией» — о концепции развития бизнеса под таким названием итальянские предприниматели начали активно говорить еще в 2014 году, после введения санкций. В последнее время идея не просто заниматься экспортными поставками продукции на российский рынок, но и локализовывать здесь ее выпуск все больше нравится итальянскому бизнесу.

«Италия — один из основных торговых партнеров России, — говорит Равиль Асмятуллин, преподаватель Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружба народы (РУДН). — До введения санкций в России в основном присутствовали итальянские представительства, которые занимались импортом товаров. Но после ослабления рубля стало невыгодно ввозить товары из Италии. Поэтому санкции подтолкнули к созданию производств в России. Сейчас сформировалась тенденция перехода от бренда Made in Italy к модели Made with Italy, то есть производство итальянских товаров в России».

Итальянские компании и раньше широко сотрудничали с российскими предприятиями в том числе в очень крупных проектах. Достаточно вспомнить строительство концерном Fiat российского автогиганта АвтоВАЗ или создание в середине 1980-х при участии итальянской компании Italimpianti Волжского трубного завода в Волгоградской области. Совместные предприятия в России имеют также ведущий итальянский производитель шин Pirelli, машиностроительный концерн Finmeccanica развивает партнерство с ведущими российскими заводами в сфере вертолетостроения и модернизации железнодорожного транспорта.

Но в последнее время активность развития итальянских производств заметно усиливается. Например, с 2019 года «Северсталь» и итальянская Tenaris создают совместное предприятие для строительства в Сургуте завода по выпуску труб для нефтяной промышленности (OCTG) в Сургуте. Заявлено, что доля компании «Северсталь» в совместном предприятии составит 51%, у Tenaris остальные 49%. Мощность нового СП предположительно составит порядка 300 тыс. тонн продукции в год. Общий объем инвестиций оценивается в 240 млн долларов. По сообщению пресс-службы «Северстали», инвестиции будут пропорциональны участию партнеров в СП, то есть российская компания вложит 122,4 млн долларов, а итальянская — 117,6 млн. Ожидается, что на полную производственную мощность предприятие выйдет в 2024 году. Итальянская группа компаний Zoppas Industries, в свою очередь, недавно открыла совместный завод нагревательных элементов во Владимирской области — предприятие создано на реконструированных производственных площадях Ставровского завода автотракторного оборудования, общие инвестиции в него составили порядка 10 млн евро. А компания Fondital в конце прошлого года завершила в Липецкой области строительство завода, где будут производиться настенные котлы и литые алюминиевые радиаторы. Инвестиции в предприятие — порядка 20 млн евро.

Мотор инвестиций

Впрочем, не все итальянские товары имеют перспективы локализации в России. Например, пока сложно себе представить, что на российской территории будут производится модная итальянская одежда и другие товары люкс-индустрии. «Да, на территории России хорошо развивается, например, отрасль итальянского машиностроения, производство промышленного оборудования, — говорит Равиль Асмятуллин. — Развивается и множество других отраслей, таких как банковские услуги (банк Intesa), энергетика (Enel), кондитерские изделия (Ferrero). Но есть определенные ниши, в которых невозможно локализовать производство в России, поскольку потеряется сама суть бренда как итальянского товара, — например, высокая фешн-индустрия, люксовая мебель. В локализации в России данной категории нет смысла».

Тем не менее в локализации итальянских компаний есть еще много перспективных направлений. Например, информационные технологии. «Преимущество концепции “Сделано с Италией” заключается в том, что это новая бизнес-модель, сочетающая в себе итальянское ноу-хау (то есть компетенции и накопленный опыт итальянских компаний) и итальянские технологии, производство на местном уровне с использованием российских ресурсов и инвестиций, — говорит Винченцо Трани, президент Итало-Российской торговой палаты (ИРТП). — Я вижу большие возможности в обоих направлениях, не только из Италии в Россию, но и из России в Италию. Мы, как Итало-Российская торговая палата, содействуем развитию бизнеса в обоих направлениях, не только “Сделано с Италией”, но и “Сделано с Россией”. Например, мне приходит на ум сектор ИТ и информационных технологий, который высоко развит в России и который мог бы помочь нашему малому и среднему бизнесу перейти на новый цифровой уровень и выйти на новые цифровые рынки».

К последним примерам локализации итальянских товаров можно отнести развитие особой экономической зоны «Липецк», где недавно было объявлено, что ее резидентами готовы стать еще три итальянские компании, которые намерены инвестировать в свои новые локальные российские проекты более полутора миллиардов рублей. Речь идет о представителях машиностроения, деревообработки и пищевой промышленности.

В частности, интересный проект в Липецкой области планирует реализовывать итальянская Euro Group SpA. Это компания — один из крупнейших в мире производителей электродвигателей, она имеет заводы в разных странах мира, в частности в США, Мексике, Китае, и поставляет электродвигатели, в том числе для электрокаров Tesla. В России у Euro Group уже есть совместное предприятие в Кирове, которое совместно с Кировским заводом выпускает литые роторы. В Липецкой области компания планировала открыть завод еще в 2018 году, и вот сейчас решила реализовать эти планы. Решение Euro Group о локализации производства в России связано с тем, что, с одной стороны, внутренний рынок РФ имеет большой потенциал: по разным оценкам, в России сегодня ежегодно производится не более двух-трех миллионов электродвигателей и электрогенераторов, при этом в страну импортируется порядка 25 млн электродвигателей в год. Одновременно решение начать производство в липецкой ОЭЗ объясняется близостью новой площадки к Новолипецкому металлургическому комбинату (НЛМК), у которого Euro Group закупает металлы в больших количествах — в частности, Euro Group является одним из самых крупных покупателей у НЛМК электротехнических сталей. Представители Euro Group не исключают, что в перспективе они будут поставлять выпускаемые в России электродвигатели на экспорт.

Ранее в свободной экономической зоне «Липецк» было создано производство герметизирующих материалов компании Fenzi, производство радиаторов и котлов центрального отопления с участием компании Fondital, выпуск замороженных продуктов питания совместно с итальянскими партнерами. Недавно о планах строительства итальянских предприятий по выпуску продуктов питания и керамической посуды заявили представители Орловской области. А посол Италии в России Паскалю Терраччано на днях объявил, что две крупные итальянские компании (их названия пока не раскрываются) планируют начать строительство своих заводов в Калининградской области.

Послабления в визовом режиме

Чтобы еще больше ускорить приход итальянских компаний в Россию, представители бизнеса просят об ослаблении визового режима и карантинных ограничений, которые до сих пор действуют в отношении иностранных граждан. Итальянские предприниматели сетуют на то, что не все льготы в России распространяются на предприятия малого и среднего бизнеса. А это важно именно для Италии, так как экономика этой страны преимущественно состоит из небольших семейных фирм.

«С точки зрения существующих ограничений невозможность пересечения границ остается большой проблемой для итальянских предпринимателей, которые хотят приехать в Россию для ведения бизнеса, — указывает Винченцо Трани. — Учитывая замедление роста числа новых случаев заражения и увеличения численности вакцинированного населения, можно было бы рассмотреть возможность введения новых правил въезда в Российскую Федерацию. Например, на территорию Италии разрешен въезд по рабочим делам на период 120 часов (пять дней) после прохождения обязательного ПЦР исследования. Это позволяет въезжать на территорию Италии с деловыми целями без соблюдения карантина. Можно было бы ввести подобную практику и в России, что позволило бы отслеживать прибывающих пассажиров с помощью молекулярных и экспресс-тестов, доступных на всей территории Российской Федерации. С финансовой точки зрения и с точки зрения упрощения мы уже давно предлагаем приравнять правила, регламентирующие деятельность предприятий малого и среднего бизнеса с иностранным капиталом, к правилам, применяемым к российским предприятиям».

Но все же приход итальянского капитала в Россию все еще зависит и от общей политической обстановки. «Крупные итальянские компании пользуются преимуществами особых экономических зон в России, — говорит Равиль Асмятуллин. — Но стоит признать, что основные сложности в долгосрочной перспективе связаны с политическими препятствиями. Италия, будучи членом ЕС и НАТО, естественно, должна принимать определенные меры в русле общеполитического курса этих объединений. От этого никуда не деться, и это, увы, всегда будет сопровождать наши взаимоотношения в сфере бизнеса».