Выздоровление от карантинных шоков

Итальянский бизнес в России ищет пути выздоровления от вызванных пандемией карантинных и прочих ограничений. Перспективными направлениями дальнейших инвестиций для итальянского капитала могут быть автомобилестроение, возобновляемые источники энергии, металлургия, пищевая отрасль, финансовый сектор

Итальянские компании в России восстанавливаются после пандемии: в частности, производитель шин Pirelli планирует осуществлять новые инвестиции в свои российские предприятия
Читать на monocle.ru

Еще со времен СССР Италия играет значимую роль во внешнеторговой деятельности России: в 1970-е эта страна стала одним из крупнейших потребителей российского газа, а, например, в 1970 году при участии итальянцев был построен автогигант АвтоВАЗ — высшее руководство СССР тогда отдало предпочтение итальянской Fiat, хотя с технологической и финансовой точек зрения интереснее выглядело предложение французской Renault.

За последние десятилетие пик российско-итальянского экономического взаимодействия пришелся на 2013 год, когда товарооборот между странами достиг 53,9 млрд долларов. После введения санкций в 2014 году он начал стремительно падать и к 2016-му рухнул на 64%, до 19,7 млрд долларов. В 2017 и в 2018 годах объемы российско-итальянской торговли постепенно начали восстанавливаться, однако в 2019-м тренд опять пошел на снижение. А в 2020-м падение усилилось: по итогам года показатели внешней торговли РФ с Италией упали до 20,2 млрд долларов, что на 20% меньше, чем в 2019 году (см. график). Таким образом, Италия опустилась на восьмое место с долей 3,56% всего российского внешнеторгового оборота.

«Несмотря на снижение показателей торговли, Италию все же можно отнести к тем государствам, с которыми у Российской Федерации складываются неплохие экономические взаимоотношения, — комментирует Владимир Масленников, вице-президент инвестиционной компании QBF. — Достаточно сказать, что наша страна входит в десятку крупнейших торговых партнеров Италии по импорту товаров. За 2020 год Италия импортировала из России товаров на общую сумму 10,6 миллиарда долларов. На фоне пандемии показатель несколько снизился: в 2019 году он равнялся 12,8 миллиарда долларов. Однако до ухудшения эпидемиологической ситуации объем товарооборота между двумя государствами демонстрировал положительную динамику: с 2017 года наблюдалось его постепенное восстановление после падения, спровоцированного санкциями 2014 года».

Итальянцы в России

Итальянский бизнес в России представлен широко: по данным Ассоциации итальянских промышленников в РФ, в настоящее время в России насчитывается около 450 итальянских компаний, 80 совместных предприятий, а прямых итальянских инвестиций в российскую экономику накоплено на уровне 4,5 млрд долларов. «На территории России итальянские компании работают в самых разных отраслях, — говорит Владимир Масленников. — Например, среди участников финансового сектора значительную роль играет банк Intesa Sanpaolo, известный как соинвестор строительства газопровода “Северный поток — 2” и множества других крупных проектов. Среди игроков энергетического сектора стоит выделить итальянскую компанию Eni. На рынке автомобилестроения вспомним крупного итальянского производителя шин Pirelli, запустившего в России два завода. Итальянские предприниматели активны в сфере фармацевтики, а также в пищевой промышленности. К примеру, в нашей стране работают представители знаменитого производителя макаронных изделий Barilla и кондитерского гиганта Ferrero, выпускающего конфеты Raffaello и пасту Nutella».

К другим крупным проектам итальянского бизнеса в России относятся деятельность итальянской промышленной компании Maire Tecnimont Group, которая реализует в России ряд крупных проектов в сфере газопереработки и нефтехимии. Другой известный итальянский производитель промышленного оборудования, компания Saipem, проектирует завод по сжижению природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе. Три своих предприятия в России по производству строительной химии активно развивает концерн Mapei. В Липецкой области наращивает деятельность крупный завод по производству холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники компании Indesit. Машиностроительный концерн Leonardo (Finmeccanica), в свою очередь, развивает партнерство в России в области авиастроения, а также в сфере модернизации железнодорожного транспорта. Несмотря на санкции, в конце 2014 года фабрику по производству металлоконструкций в Челябинске открыла компания Cimolai, а в 2015 году Gruppo Manni запустила в Волгоградской области завод по выпуску строительных материалов. Итальянские фармацевтические компании Italfarmaco и Menarini Group успешно производят в России медицинские препараты. А после визита итальянского премьер-министра Джузеппе Конте в Москву в 2018 году, например, итальянская компания ANAS, участвовавшая ранее в реконструкции трассы М-4 «Дон», стала партнером в сооружении платной автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань, а компания Barilla заявила о намерении вложить 200 млн евро в строительство нового предприятия по производству макарон в Московской области и расширить уже работающее производство в Солнечногорском районе Подмосковья.

От моцареллы до титановых сплавов

Однако коронакризис привел не только к торможению итальянского импорта в Россию, но и к снижению деловой активности итальянских компаний в РФ. «Пандемия, безусловно, нарушила динамику деловых и финансовых рынков, — отмечает Винченцо Трани, президент Итало-российской торговой палаты. — Границы закрыты на протяжении многих месяцев, и это, несомненно, наносит ущерб итальянским и европейским предпринимателям, которые хотят приехать в Россию для реализации уже начатых или новых профессиональных проектов. Коронавирус также изменил логику инвестиций в мировом масштабе. Инвесторы теперь обращают внимание на диверсификацию инвестиций, не только геополитическую, но в первую очередь географическую».

На фоне глобального замедления экономики итальянские компании ищут в России новые возможности. Перспективными направлениями здесь могут стать машиностроение, автомобильная промышленность, возобновляемая энергетика и другие отрасли. «Несомненно, машиностроение в целом, точное машиностроение и станкостроение представляют собой быстроразвивающийся сектор, — продолжает Винченцо Трани. — Возьмем, к примеру, такую итальянскую компанию, как AV-EL, которая является одним из поставщиков высококачественных запчастей для автомобиля Aurus Senat, используемого для перевозки президента Российской Федерации. Другой пример: Enel Russia — один из основных операторов электроэнергии из возобновляемых источников, компания смогла передать свой опыт в секторе возобновляемой энергетики России и на сегодняшний день является одним из лидеров в производстве электроэнергии. А итальянская компания Danieli сумела одержать верх над своими немецкими и японскими конкурентами, выиграв тендер на производство системы электропечей без использования угля для выплавки большого количества высококачественной стали».

Представители крупного итальянского бизнеса с удовлетворением констатируют, что экономика РФ постепенно справляется с последствиями пандемии и российские предприятия задумываются о крупных инвестиционных проектах. Например, итальянская UniCredit Group и банк Intesa объявили, что совместно с французскими и нидерландскими финансовыми структурами выступают организаторами выделения транша крупнейшему российскому производителю титана «ВСМПО-Ависма» в размере 400 млн долларов. Кредит будет предоставлен российскому концерну сроком на пять лет, он будет использован для развития производства и внедрения новых технологий.

Примечательно, что приходят в Россию не только крупные итальянские концерны, но и небольшие семейные фирмы. И такой формат сотрудничества имеет особенно большие перспективы, если учесть, что экономика Италии преимущественно состоит из предприятий малого и среднего бизнеса. Например, в Волгодонске Ростовской области наращивает производство сыра предприниматель Андреа Киузоли Чертани, который работает в России со своей женой. Частная сыроварня итальянца, несмотря на пандемию, за последние два года сумела нарастить выпуск традиционного итальянского сыра моцарелла на 50%.

«Минувший 2020 год привнес значительные коррективы в планы компаний всего мира, и итальянские предприятия, находящиеся на территории России, не стали исключением, — говорит Владимир Масленников. — В марте–апреле, когда пандемия только начиналась, у ряда иностранных игроков возникли трудности с транспортировкой сырья и готовой продукции. Но все же большинству итальянских компаний удалось нормализовать работу логистических цепочек к лету прошлого года. Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, итальянский бизнес продолжает развиваться в нашей стране. Думаю, доля итальянского бизнеса, развивающегося в Российской Федерации, будет лишь увеличиваться».