Итальянский бизнес в России ищет пути выздоровления от вызванных пандемией карантинных и прочих ограничений. Перспективными направлениями дальнейших инвестиций для итальянского капитала могут быть автомобилестроение, возобновляемые источники энергии, металлургия, пищевая отрасль, финансовый сектор
Еще со времен СССР Италия играет значимую роль во внешнеторговой деятельности России: в 1970-е эта страна стала одним из крупнейших потребителей российского газа, а, например, в 1970 году при участии итальянцев был построен автогигант АвтоВАЗ — высшее руководство СССР тогда отдало предпочтение итальянской Fiat, хотя с технологической и финансовой точек зрения интереснее выглядело предложение французской Renault.
За последние десятилетие пик российско-итальянского экономического взаимодействия пришелся на 2013 год, когда товарооборот между странами достиг 53,9 млрд долларов. После введения санкций в 2014 году он начал стремительно падать и к 2016-му рухнул на 64%, до 19,7 млрд долларов. В 2017 и в 2018 годах объемы российско-итальянской торговли постепенно начали восстанавливаться, однако в 2019-м тренд опять пошел на снижение. А в 2020-м падение усилилось: по итогам года показатели внешней торговли РФ с Италией упали до 20,2 млрд долларов, что на 20% меньше, чем в 2019 году (см. график). Таким образом, Италия опустилась на восьмое место с долей 3,56% всего российского внешнеторгового оборота.
«Несмотря на снижение показателей торговли, Италию все же можно отнести к тем государствам, с которыми у Российской Федерации складываются неплохие экономические взаимоотношения, — комментирует Владимир Масленников, вице-президент инвестиционной компании QBF. — Достаточно сказать, что наша страна входит в десятку крупнейших торговых партнеров Италии по импорту товаров. За 2020 год Италия импортировала из России товаров на общую сумму 10,6 миллиарда долларов. На фоне пандемии показатель несколько снизился: в 2019 году он равнялся 12,8 миллиарда долларов. Однако до ухудшения эпидемиологической ситуации объем товарооборота между двумя государствами демонстрировал положительную динамику: с 2017 года наблюдалось его постепенное восстановление после падения, спровоцированного санкциями 2014 года».
Итальянский бизнес в России представлен широко: по данным Ассоциации итальянских промышленников в РФ, в настоящее время в России насчитывается около 450 итальянских компаний, 80 совместных предприятий, а прямых итальянских инвестиций в российскую экономику накоплено на уровне 4,5 млрд долларов. «На территории России итальянские компании работают в самых разных отраслях, — говорит Владимир Масленников. — Например, среди участников финансового сектора значительную роль играет банк Intesa Sanpaolo, известный как соинвестор строительства газопровода “Северный поток — 2” и множества других крупных проектов. Среди игроков энергетического сектора стоит выделить итальянскую компанию Eni. На рынке автомобилестроения вспомним крупного итальянского производителя шин Pirelli, запустившего в России два завода. Итальянские предприниматели активны в сфере фармацевтики, а также в пищевой промышленности. К примеру, в нашей стране работают представители знаменитого производителя макаронных изделий Barilla и кондитерского гиганта Ferrero, выпускающего конфеты Raffaello и пасту Nutella».
К другим крупным проектам итальянского бизнеса в России относятся деятельность итальянской промышленной компании Maire Tecnimont Group, которая реализует в России ряд крупных проектов в сфере газопереработки и нефтехимии. Другой известный итальянский производитель промышленного оборудования, компания Saipem, проектирует завод по сжижению природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе. Три своих предприятия в России по производству строительной химии активно развивает концерн Mapei. В Липецкой области наращивает деятельность крупный завод по производству холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники компании Indesit. Машиностроительный концерн Leonardo (Finmeccanica), в свою очередь, развивает партнерство в России в области авиастроения, а также в сфере модернизации железнодорожного транспорта. Несмотря на санкции, в конце 2014 года фабрику по производству металлоконструкций в Челябинске открыла компания Cimolai, а в 2015 году Gruppo Manni запустила в Волгоградской области завод по выпуску строительных материалов. Итальянские фармацевтические компании Italfarmaco и Menarini Group успешно производят в России медицинские препараты. А после визита итальянского премьер-министра Джузеппе Конте в Москву в 2018 году, например, итальянская компания ANAS, участвовавшая ранее в реконструкции трассы М-4 «Дон», стала партнером в сооружении платной автомагистрали Москва — Нижний Новгород — Казань, а компания Barilla заявила о намерении вложить 200 млн евро в строительство нового предприятия по производству макарон в Московской области и расширить уже работающее производство в Солнечногорском районе Подмосковья.
Однако коронакризис привел не только к торможению итальянского импорта в Россию, но и к снижению деловой активности итальянских компаний в РФ. «Пандемия, безусловно, нарушила динамику деловых и финансовых рынков, — отмечает Винченцо Трани, президент Итало-российской торговой палаты. — Границы закрыты на протяжении многих месяцев, и это, несомненно, наносит ущерб итальянским и европейским предпринимателям, которые хотят приехать в Россию для реализации уже начатых или новых профессиональных проектов. Коронавирус также изменил логику инвестиций в мировом масштабе. Инвесторы теперь обращают внимание на диверсификацию инвестиций, не только геополитическую, но в первую очередь географическую».
На фоне глобального замедления экономики итальянские компании ищут в России новые возможности. Перспективными направлениями здесь могут стать машиностроение, автомобильная промышленность, возобновляемая энергетика и другие отрасли. «Несомненно, машиностроение в целом, точное машиностроение и станкостроение представляют собой быстроразвивающийся сектор, — продолжает Винченцо Трани. — Возьмем, к примеру, такую итальянскую компанию, как AV-EL, которая является одним из поставщиков высококачественных запчастей для автомобиля Aurus Senat, используемого для перевозки президента Российской Федерации. Другой пример: Enel Russia — один из основных операторов электроэнергии из возобновляемых источников, компания смогла передать свой опыт в секторе возобновляемой энергетики России и на сегодняшний день является одним из лидеров в производстве электроэнергии. А итальянская компания Danieli сумела одержать верх над своими немецкими и японскими конкурентами, выиграв тендер на производство системы электропечей без использования угля для выплавки большого количества высококачественной стали».
Представители крупного итальянского бизнеса с удовлетворением констатируют, что экономика РФ постепенно справляется с последствиями пандемии и российские предприятия задумываются о крупных инвестиционных проектах. Например, итальянская UniCredit Group и банк Intesa объявили, что совместно с французскими и нидерландскими финансовыми структурами выступают организаторами выделения транша крупнейшему российскому производителю титана «ВСМПО-Ависма» в размере 400 млн долларов. Кредит будет предоставлен российскому концерну сроком на пять лет, он будет использован для развития производства и внедрения новых технологий.
Примечательно, что приходят в Россию не только крупные итальянские концерны, но и небольшие семейные фирмы. И такой формат сотрудничества имеет особенно большие перспективы, если учесть, что экономика Италии преимущественно состоит из предприятий малого и среднего бизнеса. Например, в Волгодонске Ростовской области наращивает производство сыра предприниматель Андреа Киузоли Чертани, который работает в России со своей женой. Частная сыроварня итальянца, несмотря на пандемию, за последние два года сумела нарастить выпуск традиционного итальянского сыра моцарелла на 50%.
«Минувший 2020 год привнес значительные коррективы в планы компаний всего мира, и итальянские предприятия, находящиеся на территории России, не стали исключением, — говорит Владимир Масленников. — В марте–апреле, когда пандемия только начиналась, у ряда иностранных игроков возникли трудности с транспортировкой сырья и готовой продукции. Но все же большинству итальянских компаний удалось нормализовать работу логистических цепочек к лету прошлого года. Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, итальянский бизнес продолжает развиваться в нашей стране. Думаю, доля итальянского бизнеса, развивающегося в Российской Федерации, будет лишь увеличиваться».