Лидер израильской партии «Еш атид» Яир Лапид проинформировал президента Израиля Реувена Ривлина о том, что ему удалось сформировать коалицию для создания кабинета министров. Таким образом, череда из четырех за два года досрочных парламентских выборов в Израиле может привести к отставке премьер-министра страны Биньямина Нетаньяху. Он бессменно занимает пост главы правительства с 2009 года. А в первый раз возглавил кабинет министров четверть века назад: занимал пост премьера с 1996 по 1999 год. Несмотря на столь долгий срок пребывания у власти, уходить в отставку Нетаньяху не только не хочет, но и не может: за этим последует активизация судебного процесса против него. Коррупционный скандал с участием премьера разразился более трех лет назад, два с половиной года назад Нетаньяху предъявили ряд обвинений, а сам судебный процесс идет чуть более года. Хотя премьер-министр формально не имеет иммунитета от судебного преследования, на практике определенную защиту этот пост все же дает. Основанием отложить судебное заседание становились то коронавирус, то еще какие-то срочные дела премьера. Недавний военный конфликт с «Хамас», равно как и постоянное негласное нанесение ударов по Ирану или иранским силам в Сирии (рано или поздно это грозит ответными ударами по Израилю), тоже не способствовали усилению уголовного преследования руководителя воюющей страны.
Внешнеполитическая активность Нетаньяху в отношении Ирана стала камнем преткновения в его отношениях с США. Новый глава Белого дома Джо Байден еще до президентских выборов дал понять, что намерен вернуть Иран в ядерную сделку, из которой США вывел его предшественник Дональд Трамп. Соглашение предусматривает полный контроль над иранской ядерной программой со стороны международного сообщества и вряд ли позволит Тегерану создать ядерное оружие. Нетаньяху же против возвращения ядерной сделки и снятия санкций с Ирана. А если Тегеран по-прежнему будет нарушать условия несуществующего соглашения и продолжит обогащать уран, то, по мнению израильского премьера, это послужит прекрасным поводом для «окончательного решения иранского вопроса». Однако Байден, если бы и хотел, не смог бы пойти навстречу пожеланиям Нетаньяху, поскольку «прогрессивная» часть Демократической партии США занимает противоположную позицию. Ее левое крыло воспринимает ситуацию на Ближнем Востоке сквозь призму победившей в США идеологии Black Lives Matter, а Израиль в их глазах не выглядит Джорджем Флойдом. Но при этом в Демпартии, и в особенности в администрации Байдена, сильны произраильские взгляды, что привело к компромиссу: решению продолжать поддерживать Израиль, одновременно требуя учитывать интересы его соседей. Нетаньяху вознамерился поставить Байдену ультиматум, предложив ему выбирать: либо Израиль, либо Иран. «Я надеюсь, что этого не произойдет, но, если нам придется выбирать между отношениями с нашим хорошим другом США и противостоянием Ирану, мы выберем избавление от иранской угрозы», — заявил Нетаньяху. Ранее израильский премьер уже проявлял твердость, не поддаваясь на уговоры президента США Барака Обамы смягчить позицию по Палестине и другим странам региона. Однако тогда позиции Нетаньяху внутри страны были сильны, а Обама, несмотря на высокий государственный пост, оставался маргиналом в политическом истеблишменте США. Сегодня на фоне шаткого положения внутри страны у Нетаньяху снова не сложились личные отношения с американским президентом. Вероятнее всего, они дали трещину еще во времена вице-президентства Байдена, затем последовал период теплых отношений Нетаньяху с Трампом, переизбрания которого израильский премьер хотел больше всего на свете. Нарушая неписаное правило американской политики — обзванивать ближайших союзников после инаугурации, Байден тянул со звонком Нетаньяху почти месяц. Какова была практическая роль США в формировании коалиции, которая сместит Нетаньяху с поста премьера — прямой нажим или тонкие намеки, не так уж и важно.
Израильские политики сами прекрасно понимают, что их стране невыгодны натянутые отношения с Вашингтоном. Назначение нового премьера снимает все проблемы (за исключением личных неприятностей для Нетаньяху). Впрочем, объявленная коалиция, состоящая из левых, правых партий и даже из одной арабской, не выглядит устойчивой конструкцией. Теперь ей предстоит пройти главное испытание на прочность: голосование в кнессете, — поскольку для ее развала достаточно бегства одной из восьми сформировавших ее партий или перемены мнения восьми депутатов из их числа.