Чем грозит мирной Европе просыпающийся конфликт на северо-западе Африки
Совсем неправда, что пустыня Сахара — это бесконечные горы песка и миражи-оазисы. Сахара — это, конечно, и песочные дюны, но и каменистая равнина, и растрескавшаяся глина, и высохшие русла рек с редкими кустарниками и деревьями. И местная трагическая архитектура — длиннющая пограничная стена, разделившая Западную Сахару на две территории.
Уже скоро как полвека соседние государства и племена спорят за эту безжизненную землю. Впрочем, есть «зеленая» заманчивая полоска вдоль побережья Атлантического океана, где проживает большая часть населения региона, — и сейчас она под контролем Марокко. За стеной на востоке — берберы и прочие кочевники, считающие именно себя ущемленным коренным населением Западной Сахары. Их объединяет небезызвестный еще по советским временам фронт Полисарио при негласной поддержке Мавритании.
Конфликт уже давно считался замороженным (температурный оксюморон для этой жаркой части света), стороны вяло соблюдали нейтралитет, рассчитывая на дипломатов. Но в нынешнем веке дипломатия все чаще пасует, а конфликты размораживаются. В ноябре прошлого года марокканцы объявили военную операцию в буферной зоне в ответ на «провокации Фронта независимости Полисарио». «Сепаратисты» ответили. Большой войны, к счастью, не случилось, но стало очевидно, что при случае конфликт в этой точке мира готов вспыхнуть. А желающих поджечь север Африки даже после Ливии предостаточно. В чем риски?
Перспективы формирования нового (постоянного или временного) узла напряженности на северо-западе Африки провоцирует еще один всплеск террористической активности — особенно на фоне того, что спорная территория давно рассматривается джихадистами как перспективный плацдарм для нанесения ударов не только по арабским странам, но и по Европе.
Дестабилизация ситуации может спровоцировать новый миграционный кризис, аналогичный периоду, когда рухнули «ворота в Средиземное море» (Ливия). В лагерях беженцев, организованных фронтом Полисарио, на данный момент проживает более 125 тыс. человек. Любая попытка решить «сахарский вопрос» силой чревата активизацией потоков беженцев в Европу. Появление же нового маршрута нелегальной миграции (который в перспективе может стать еще и серьезным каналом для контрабандной торговли) совсем не отвечает интересам стран ЕС.
Играет свою роль и ресурсный фактор: на территории Западной Сахары находятся богатые залежи фосфатов (район Бу-Краа), цена на которые держатся на уровне многолетнего максимума. Помимо Израиля, неоднократно демонстрировавшего интерес к добыче на спорных территориях, на передний план постепенно выходит Китай. Пекин налаживает связи с местными фирмами, специализирующиеся на добыче фосфоритов. Наличие сразу нескольких заинтересованных игроков усложняет итоговую конфигурацию конфликта и добавляет к нему экономическую подоплеку.
Важно понимать, как зародился конфликт в Западной Сахаре и куда застарелые противоречия могут завести противников сегодня.
Конфликт вокруг Западной Сахары де-факто уходит корнями во вторую половину XIX века — время активной колонизации Испанией северо-западного побережья Африки. По итогам Берлинской конференции (1884 год) Мадрид официально получил во владение прибрежные районы Сахары и активизировал исследовательскую и коммерческую деятельность на этом направлении.
Однако границы испанских владений в Сахаре долгое время оставались размытыми. Спорные моменты удалось урегулировать лишь в 1924 году, после подписания испано-французского договора: тогда на основе территорий Рио-де-Оро и Сегиет-эль-Хамра была образована Испанская Сахара — территориальная единица, не включенная в состав Испанского протектората Марокко и управляемая отдельной администрацией. В таком виде она просуществовала вплоть до начала процесса деколонизации в первой половине 1950-х.
В 1956 году, после обретения Марокко независимости, Рабат объявил о претензиях на Испанскую Сахару, апеллируя к тому, что в доколониальный период эти территории находились под властью Марокко. Дипломатический конфликт очень быстро перешел в военную плоскость, что привело к краткосрочной вооруженной борьбе между Испанией и Марокко (1957–1958 годы). По итогам столкновений Мадрид сохранил за собой область Ифни, однако уступил Рабату провинции Тарфая и Тан-Тан. Однако уже в 1969-м область Ифни, ранее являвшаяся центром колониальной администрации Испанской Сахары, все же перешла марокканцам.
В дальнейшем на территории страны развернулась малоинтенсивная партизанская война, и к началу 1970-х испанцы окончательно потеряли интерес к этим территориям. Как результат, в соответствии с Мадридским соглашением (1975 год) территория Испанской Сахары была разделена между Марокко и Мавританией. В ответ на это повстанцы из Фронта Полисарио объявили о создании в 1976 году на территории бывшей Испанской Сахары независимого государства Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) и, заручившись поддержкой ряда государств (Алжир, Ливия, Куба) возобновили партизанскую войну. В результате уже через пару лет Мавритания отказалась от борьбы за территории Сахары.
Однако Рабат продолжал считать территории САДР частью Марокко и наращивал воинский контингент, размер которого к 1981 году достиг ста тысяч человек. Кроме того, чтобы свести на нет партизанскую активность, было инициировано строительство разделительной стены. В итоге к 1987 году удалось отгородить город Эль-Аюн (крупнейший населенный пункт Западной Сахары), фосфатные месторождения в районе Бу-Краа, а также в целом взять под контроль большую часть спорных территорий (так называемые Южные провинции). Под контролем Полисарио остались преимущественно незаселенные территории южнее и восточнее заградительных сооружений (так называемая Свободная зона).
В начале 1990-х стороны подписали перемирие, а в Западной Сахаре развернулась миротворческая миссия ООН (MINURSO). Предполагался референдум по вопросу о независимости, однако он так и не был организован. В дальнейшем, несмотря на постоянную напряженность и ряд военных столкновений, режим прекращения огня соблюдался вплоть до второй половины 2020 года.
А после конфликта в ноябре 2020-го стороны заявили об отказе от прежних договоренностей.
В основе борьбы местных племен и фронта Полисарио против марокканцев лежит идея «исторической свободы» племен Сахары: поколения жителей этих мест боролись сначала против арабского завоевания, потом против испанского владычества, а затем уже против мавританских и марокканских оккупационных сил.
В большинстве учебников истории, издаваемых в САДР (или зарубежными организациями, ей симпатизирующими), подчеркивается, что между испанцами и местным населением никогда не было консенсуса: крупные выступления за независимость Сахары начались с первых лет испанского правления. Особо отличились племена берберов (их в Западной Сахаре чуть более 140 тыс. человек) и сахарави (приблизительно 247 тыс. человек) — участие добровольцев из этих племен можно проследить в каждом конфликте вплоть до 1991 года. Однако, как правило, племенные союзы оказывались недолговечными, а их активность была стихийной и не позволяла закрепить успехи.
Первым примером организованного противодействия внешнему управлению Западной Сахарой можно считать Движение освобождения Сегиет-эль-Хамра и Вади-эд-Дахаб («Харакат Тахрир»), также известное как Движение освобождения Сахары или Мусульманская партия. Его последователи в конце 1960-х преследовали цель мирного свержения испанского колониального господства с дальнейшим самоопределением Западной Сахары. Их просветительская деятельность, подготовка и распространение печатных трудов о Западной Сахаре, разработка правовых норм — все это было признано опасной для Мадрида инициативой. Против организации начались гонения, деятельность Мусульманской партии была заморожена, а ее основатель Мухаммад Бассири умер в заключении, посмертно став одной из ключевых фигур для националистов Западной Сахары.
Провал «Харакат Тахрир» окончательно положил конец спору о вариантах дальнейшего взаимодействия с Мадридом, убедив националистов в невозможности мирного решения проблемы. В мае 1973 года был создан Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Ор (более известный сегодня как Фронт Полисарио), провозгласивший курс на обретение независимости силовыми методами. В дальнейшем силы Полисарио сыграли ключевую роль в партизанской войне против Испании, Марокко и Мавритании. Именно лидеры Полисарио провозгласили создание САДР, учредив на занятых территориях парламентскую республику, которую сегодня признают не менее 60 государств — членов ООН. К концу 1980-х Полисарио удалось добиться существенных успехов на пути к обретению независимости — например, укрепить позиции в Африканском союзе и на международной арене в целом, создать постоянно функционирующую армию, а также наладить работу политических институтов.
В целом позиция представителей Фронта Полисарио мало чем отличается от провозглашенной во второй половине 1970-х. Чаще всего они обращают внимание на то, что в 1975 году Международный суд принял консультативное заключение, в котором указывалось на отсутствие суверенных связей между Западной Сахарой и Марокко, а также между Западной Сахарой и Мавританией, что подтверждало статус несамоуправляемой территории. Но Рабат продолжает настаивать на включении Западной Сахары в состав своих территорий.
Несмотря на то что САДР сегодня официально признана рядом государств, определить точный расклад сил в конфликте вокруг Западной Сахары довольно проблематично. Причина кроется в специфическом международно-правовом статусе спорных территорий.
Организация Объединенных Наций определяет Западную Сахару как недеколонизированную территорию и не признает суверенитета ни одного из акторов (ни Марокко, ни САДР) над ней. Подобный статус в качестве официального признают 60% членов ООН. США и Франция иногда рассматривают территорию Западной Сахары как зависимую от Рабата, в то время как Россия и ФРГ, напротив, не считают отказ Мадрида от Испанской Сахары достаточным основанием для передачи этих территорий Марокко. Остальные государства либо признают независимость САДР (60 государств), либо считают эти земли административно-территориальной единицей Марокко (17 стран), либо отозвали свое признание САДР (24 члена ООН).
Очень сильно различаются и подходы государств ООН к урегулированию ситуации в Западной Сахаре — от создания независимого государства (в том числе до установления суверенитета САДР над всей Западной Сахарой) до окончательной интеграции спорных территорий в состав Марокко. Подобная неопределенность, в свою очередь, ведет к тому, что государства вынуждены самостоятельно определять итоговые акценты при выстраивании деловых отношений в пределах Западной Сахары. Ярчайшими примерами тому служат экономическая зона Марокко в открытом море (в рамках этого договора страны ЕС признают побережье Западной Сахары частью экономической зоны Марокко, хотя не считают суверенитет Марокко над этими территориями легитимным), а также политика нефтегазовых корпораций, работающих на месторождениях Западной Сахары: лицензирование этой деятельности осуществляет как Марокко, так и САДР (иногда случается и так, что та или иная компания одновременно получает лицензию от обоих государств).
Если же судить по «обратной связи» после обострения конфликта 2020 года, то расклад сил выглядит следующим образом. Поддержку Полисарио выразили Алжир (комплексная поддержка и обещание оказать содействие в случае крайней необходимости), Турция (дипломатическая поддержка, отправка консультационной группы) и Намибия (дипломатическая поддержка), в то время как Марокко поддержали США (признание суверенитета Марокко над Западной Сахарой), Израиль (признание прав Рабата на спорные территории), Туркмения и Египет (дипломатическая поддержка), а также Сомали (одобрение действий Рабата).
Говорить о перспективах какого-то качественного прорыва на этом направлении, однако, не приходится. Как уже отмечалось выше, для окончательного решения вопроса о статусе Западной Сахары ООН пытается провести референдум под контролем MINURSO, организовав прямые переговоры между Полисарио и Марокко, однако эти попытки традиционно заканчиваются ничем.
Кроме того, определенные надежды в САДР возлагают на администрацию президента Джо Байдена, который уже отметился в начале своего срока отменой ряда указов своего предшественника Дональда Трампа. Сторонники независимости Западной Сахары надеются, что США отзовут признание суверенитета Марокко над этими территориями, однако Вашингтон пока не спешит предпринимать какие-либо дополнительные шаги. Аналогичным образом воздерживается и остальная «пятерка» Совета Безопасности ООН.
Таким образом, несмотря на недавнее обострение, ситуация вокруг Западной Сахары по-прежнему остается патовой. Громкие заявления, прозвучавшие с обеих сторон, не повлияли на интенсивность противостояния: борьба сравнительно быстро перешла в вялотекущую стадию, а протестная активность на спорных территориях, на которую делали ставку сахарские националисты, сошла на нет. В целом можно ожидать, что подобный расклад сохранится и дальше — за тем лишь исключением, что будет активизирована кулуарная деятельность. В обозримом будущем и САДР, и Марокко будут искать дополнительную поддержку (САДР будет «выписывать» инструкторов и советников из Алжира, Марокко — добиваться подтверждения поддержки со стороны США) на случай, если конфликт вновь перейдет в горячую стадию.
Смущает только наличие ряда потенциальных интересантов конфликта в этом регионе. Прежде всего стоит обратить внимание на большое количество различных террористических группировок, как сугубо африканских, так и пришлых — мигрировавших из Сирии или Ирака в попытке обрести базу или плацдарм для нападения на близлежащую Европу. Соседство уничтоженной Ливии, раздираемой войнами, только усиливает риски: на севере Африки формируется гигантский черный рынок оружия, рабов, мигрантов, наркотиков, терроризма и наемничества. Достаточно сфокусированного интереса любителей поиграть в геополитику хаоса и войны, чтобы разворошить спящие конфликты и создать новые