Пандемия усилила экономическое неравенство между более развитыми и менее развитыми регионами в целом ряде стран, но не в России, где межрегиональное неравенство в прошлом году, напротив, немного уменьшилось. Причиной такого эффекта стало то, что кризис сильнее ударил по наиболее благополучным, прежде всего по Москве и Санкт-Петербургу с высокоразвитым сектором услуг, а также по нефтедобывающим регионам, испытавшим шок от снижения цен и согласованного в рамках ОПЕК+ ограничения объемов добычи. Эти выводы сделаны в свежем рабочем докладе МВФ «Региональные дисбалансы и фискальный федерализм в России».
Доходы бюджетов более богатых российских регионов в среднем снизились в 2020-м почти на четверть в годовом выражении, в то время как доходы бюджетов более бедных регионов — на 18%.
Эту динамику повторили и доходы населения: реальные доходы первого квинтиля в доходном распределении (20% домохозяйств с наименьшим располагаемым доходом) снизились менее значительно, чем реальные доходы пятого (20% самых богатых домохозяйств), отмечается в докладе. Его авторы объясняют это тем, что более бедные домохозяйства получили от государства больший объем поддержки.
Межрегиональное неравенство в России снизилось и по итогам последних почти двух десятилетий в целом, с 2003 года, подсчитали авторы: так, соотношение реального ВВП на душу населения между регионами в девяностом процентиле доходного распределения (то есть теми, кто богаче, чем 90% других регионов) и регионами в десятом процентиле (то есть теми, кто беднее, чем 90% остальных регионов) сократилось с порядка 1,6 до чуть более 1,4. Это также произошло не за счет того, что бедные догоняли богатых, а наоборот, все предыдущие кризисы, как и последний, сильнее травмировали наиболее благополучные регионы.
Несмотря на сближение уровней доходов, межрегиональное неравенство в России остается более высоким, чем в развитых странах и в подавляющем большинстве развивающихся экономик: так, в России разница между реальным ВРП на душу населения в самых богатых и в самых бедных регионах втрое выше, чем в Португалии или Финляндии, и в полтора раза — чем в Турции или ЮАР.
Некоторую поддержку процессу выравнивания межрегиональных экономических различий в России оказывает помощь региональным бюджетам из центра, объемы которой в прошлом году существенно выросли. По итогам первого квартала 2021 года доля трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов достигла 17%, это самый высокий за последние шесть лет показателю, подсчитал Андрей Чернявский из Центра развития НИУ ВШЭ.
Данные Федерального казначейства свидетельствуют, что собственные доходы в первом квартале 2021 года хотя в целом и выросли на 9%, но у 13 регионов в номинальном выражении сократились, в том числе у экономически развитых Ленинградской и Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО. А московский бюджет по итогам первых трех месяцев текущего года сведен с дефицитом. Это означает, что кризисный шлейф последствий для регионов-лидеров еще не преодолен.