На Неглинной не знают жалости

Позиция ЦБ обрекает граждан России на жизнь в условиях растущих цен и ставок
Читать на monocle.ru

Без тени сомнения Банк России продолжает повышать ключевую ставку, рассчитывая с ее помощью обуздать инфляцию. На очередном заседании 11 июня ставка была повышена сразу на 0,5 п. п., до 5,5%. И на следующем, в конце июля, мы тоже увидим повышение: в заявлении ЦБ прямо сказано, что повышение продолжится на ближайших заседаниях.

Логика ЦБ не меняется: инфляция растет из-за роста спроса, а значит, надо поднять ставки, чтобы этот спрос пригасить. «Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов возрастает в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. На краткосрочном горизонте это влияние усиливается ростом цен на мировых товарных рынках… В мае месячные сезонно сглаженные темпы роста потребительских цен существенно ускорились, а годовая инфляция увеличилась до 6,0% (после 5,5% в апреле). По оценкам на 7 июня, годовая инфляция выросла до 6,15%. Это является отражением того факта, что устойчивый рост внутреннего спроса опережает возможности расширения предложения по широкому кругу отраслей. На этом фоне предприятиям легче переносить в цены возросшие издержки», — говорится в сообщении ЦБ.

Конечно, спрос и предложение тесно связаны и постоянно влияют друг на друга, но текущую ситуацию слишком много видных экономистов описывают как инфляцию не спроса, а именно предложения (см. «Импортируемая инфляция никуда не денется», «Эксперт» № 24 за 2021 год и «Кто тут жадный?», № 21). Накануне решения ЦБ прошел очередной научно-практический семинар Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) «Ценовая ловушка постковидного восстановления», где Дмитрий Белоусов, руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП, прямо предупредил: сейчас главный риск — неоправданное ужесточение денежной политики, которое сильнее скажется на производстве, чем на ценах как таковых. А руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев констатировал: развивается сценарий, о котором Центр предупреждал еще год назад. Суть в том, что, напечатав триллионы, развитые страны должны были как-то обезопасить себя от инфляции. Сделать это можно через рост чистого импорта в развитые страны, и он должен поддерживаться чистым притоком капиталов с развивающихся рынков. А он станет возможен, только если на развивающихся рынках будет неопределенность (что мы и наблюдаем в виде тех же санкций, торговой войны с Китаем и т. д.) и ценовые пузыри на рынках продовольствия, ведущие к снижению потребления в развивающихся странах. Ровно это мы и наблюдаем сейчас.

Всемирный банк повысил прогноз роста мировой экономики: в 2021 году он составит 5,6%, это самый высокий показатель темпов восстановления после рецессии за последние 80 лет. Но такой рост будет обусловлен интенсивным подъемом экономической активности лишь в нескольких крупных странах — прежде всего в США и Китае. При этом мировой объем производства к концу текущего года окажется примерно на 2% ниже по сравнению с прогнозами, сделанными до начала пандемии, а две трети стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, включая Россию, не сумеют компенсировать снижение дохода на душу населения к 2022 году. Таким образом, США удачно выкачали из мировой экономики капитал и обменяли его на инфляцию, Китай защитился от этого фиксированным курсом юаня, а мы продолжим жить в условиях растущих одновременно цен на широкий ряд товаров и ставок.