В Техническом университете Уральской горно-металлургической компании студенты слушают лекции действующих менеджеров предприятий и занимаются реальными исследованиями
О необходимости самостоятельно проводить повышение квалификации и переподготовку сотрудников в Уральской горно-металлургической компании (УГМК) задумались, когда руководство осознало: привычная система технического образования неспособна обеспечить потребность ее предприятий в квалифицированных кадрах. В 2000-е годы УГМК вкладывала миллиарды в инвестиционные проекты, создавая производства, соответствующие мировому уровню. Нужны были специалисты, способные обеспечить эффективность технологических процессов на модернизированных предприятиях, и система, позволяющая транслировать накапливаемый передовой опыт лучших профессионалов компании остальным работникам.
В УГМК пытались отправлять работников на повышение квалификации и переподготовку в вузы крупных городов и даже столиц. Но качество подготовки специалистов не всегда оправдывало высокие затраты, связанные с командировками и отрывом от производства. Поэтому после всестороннего анализа созрело решение создать свой центр корпоративного обучения. Он был открыт в 2013 году, вложения в него составили один миллиард рублей. В среднем в компании каждый специалист и руководитель раз в три года повышает свою квалификацию. За год квалификацию повышают около 8500 инженерно-технических работников УГМК и около 2500 руководителей и специалистов других компаний.
В 2015 году корпоративный центр обучения было решено превратить в полноценный вуз — так в Техническом университете УГМК (ТУ УГМК) появились бакалавриат для выпускников школ и специалистов, уже работающих в компании, магистратура, научный центр. Сегодня ТУ УГМК — единственный в России частный технический университет горно-металлургического профиля. С 2018 года уже 228 выпускников его бакалавриата, специалитета и магистратуры пришли на предприятия УГМК.
По направлениям обучения (горное дело, металлургия, энергетика, автоматизация технологических процессов, механика) университет мало отличается от государственных вузов соответствующего профиля. Важнейшее отличие обучения в ТУ УГМК — теоретические основы, которые дают слушателям приглашенные из других вузов преподаватели, сочетаются здесь с конкретными знаниями, которые вносят в обучение специалисты с производства, в то время как многие вузы все еще оторваны от промышленности. «Идея заключалась в том, — рассказывает Вячеслав Лапин, директор ТУ УГМК, — что в одной точке, в Верхней Пышме, откроется центр, консолидирующий интеллектуальные ресурсы ведущих вузов, компаний — разработчиков оборудования и технологий, и в обязательном порядке в каждой программе будут задействованы наши специалисты и руководители компании — ведущие профессионалы в своих направлениях».
Программы обучения также разрабатываются с участием специалистов и руководителей УГМК, поскольку именно они способны сформулировать конкретные цели и содержание корпоративного образования, отвечающие потребностям компании в квалифицированных кадрах. В частности, в магистратуре, куда направляют специалистов, имеющих потенциал движения по карьерной лестнице, предусмотрены не только профессиональные дисциплины, но и курсы по экономике, менеджменту, управлению проектами и инвестициями.
Всего в портфеле ТУ УГМК программы высшего образования по пяти направлениям и около 400 программ повышения квалификации и переподготовки, при этом еженедельно стартуют семь–десять новых. Программы разбиты на модули, из которых при необходимости можно сконструировать новые, под конкретные задачи. Курсы повышения квалификации длятся от 16 учебных часов до 200, переподготовка — зачастую более 500 часов. По завершении каждой из программ слушатели оставляют отзывы в мобильных анкетах: насколько материал был полезен и применим, наглядно ли подавался и т. д. Отзывы берут и у руководителей подразделений, которые направляли сотрудников на обучение. Результаты анализируются, после чего в программы вносятся коррективы. Так, на первом этапе работы университета «замечания с мест» касались того, что в курсах не полностью раскрывались особенности конкретного оборудования и технологий. И университет «прирос» лабораториями и интерактивными тренажерами.
Многие программы пользуются особой популярностью у внешних заказчиков. Это касается как далеких от горного дела программ развития управленческих навыков (таких как стратегический менеджмент, управление конфликтами, а также личных компетенций — развитие навыков публичных выступлений, тайм-менеджмент), так и профессиональных — металлургии, энергоменеджмента, управления инвестициями и др. А программа осознанной безопасности входит в число фаворитов благодаря тому, что нацелена на формирование у руководителей практически на подсознательном уровне понимания, что необходимо беречь себя и работников, какие опасности и риски существуют, как строить систему безопасности на предприятии. «Здесь надо принимать во внимание психологию. Зачастую несчастные случаи случаются не потому, что кто-то плохо знает технику безопасности, а потому, что относится к ней безалаберно», — поясняет Вячеслав Лапин.
Университетские программы постоянно обновляются. Так, сегодня очень востребована программа обучения работе с информацией, поскольку растет объем знаний, которые необходимо грамотно обрабатывать и использовать всем специалистам. Отдельный пул программ связан с трендом на цифровизацию. «Сама по себе цифровизация не существует — она либо в рамках информационных технологий, либо в рамках автоматизации технологических и административных процессов, — рассуждает Вячеслав Лапин. — Поэтому соответствующих программ много, начиная с базового общеобразовательного курса, допустим “Цифровое предприятие”, к которому может бесплатно подключиться любой специалист нашей компании и пройти обучение в электронной системе университета, и заканчивая специализированными программами». Если специалист прошел базовое обучение, его руководитель может направить его на углубленное обучение, например по SAP-системам либо по геоинформационным системам, что для горняков сегодня очень актуально.
Наличие собственной производственной базы компании позволяет ТУ УГМК решать вечную проблему всех вузов — обеспечение практической направленности обучения. Занятия по темам «энергоэффективность», «энергоэффективное оборудование», «системы энергоменеджмента» проводит на реальных кейсах предприятий заместитель директора службы по энергетике УГМК; обучение контролю качества продукции проходит в заводских лабораториях, а расчеты вентиляции горных выработок производятся в единой с ГОК специализированной программе. Кроме того, на выходе студенты и магистранты в качестве дипломных работ представляют проекты решения вполне реальных и актуальных производственных задач.
«Руководители служб управляющей компании, предприятий УГМК и кафедр нашего университета совместно ставят перед студентом производственную проблему, которую он решает в течение нескольких лет обучения. Благодаря наставникам в лице лучших преподавателей и научным руководителям выпускная квалификационная работа (раньше это называлось дипломной работой) студента представляет собой подготовленное технико-экономическое обоснование каких-то инноваций, модернизации производств, реорганизации структуры и так далее. И защита проходит не формально: председателями наших государственных экзаменационных комиссий являются директора направлений компании, они внимательно изучают со своими специалистами эти работы и предложенные решения, критикуют, иногда заставляют доработать. Зато в итоге после защиты многие проекты не ложатся на полочку в архив, а принимаются к внедрению, под них планируются инвестиции», — поясняет Вячеслав Лапин. Из выполненных проектов около 60% на стадии защиты рекомендуется к внедрению. В итоге студенты практически окупают затраты, которые несет компания на их обучение.
Достойный уровень квалификационных работ, выработка новых идей и доведение их до готовых технологий стали возможны в том числе благодаря созданию в 2015 году в системе университета научно-исследовательского центра. Исследования ведут как ученые сторонних организаций, так и студенты. Основные направление исследований: рециклинг — переработка отходов производства; диверсификация производства, или получение новой товарной продукции (в том числе металлов: кадмия, теллура, силена, сурьма, олова, высокочистых металлов, которые раньше в компании не получали либо получали их другого уровня чистоты); цифровизация — компьютерное зрение в процессах флотации; использование дронов в горном деле; математическое моделирование металлургических процессов; прогнозирование энергопотребления. Все направления исследований носят прикладной характер. Например, разработанная технология геодезической съемки позволила с помощью недорогих дронов в разы снизить ее трудоемкость и оцифровать объекты горного комбината для наполнения модели предприятия.
Многие научные проекты ТУ УГМК уже реализованы. Так, предложенная совместно с АО «Уралэлектромедь» схема рафинирования сурьмы — плавка с флюсами — легла в основу проекта опытного участка пирометаллургического рафинирования сурьмы с производительностью переработки 150 тонн черновой сурьмы в год. Технология внедрена в 2020 году, извлечение из концентрата в товарный продукт сурьмы чистотой более 99% составило 82%, чего раньше достичь не удавалось. На Челябинском цинковом заводе внедрена технология переработки металлургических пылей: фактически отходы производства перерабатываются, и получается цинк. Заканчиваются испытания технологии получения высокочистых металлов — теллура и селена.
Формы обучения сотрудников в ТУ УГМК различны: очная — в бакалавриате и специалитете для выпускников школ, заочная — для действующих работников предприятий. Так что в ней большое место занимает дистанционный формат. Для его обеспечения была сформирована солидная ИТ-база. В университете действует собственный центр обработки данных. В аудиториях установлены камеры, отлажена единая система управления образовательным процессом, все работники предприятий, хотя бы раз проходившие обучение в ТУ УГМК, имеют личные логины для доступа на образовательный портал. Это позволяет накапливать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, создавать собственные электронные курсы, доступные из любой точки мира.
Даже расписание в университете формируется в электронном виде, перед входом в каждый кабинет висят жидкокристаллические панели, где высвечивается информация, какое занятие идет, и новостная лента.
Сильная ИТ-составляющая дает возможность подключиться к обучению работникам всех предприятий УГМК, размещенных в 12 регионах России и за рубежом, «не гоняя их через полстраны», по выражению Вячеслава Лапина. Часть лекционных курсов ведут преподаватели из других регионов — из ведущих вузов Новосибирска, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска. «Нужен нам человек, мы знаем, что он лучший по своему направлению, — вот мы его и приглашаем», — поясняет Вячеслав Лапин. Да и преподаватели из компании — тоже благодаря дистанционке — могут вести занятия непосредственно с рабочего места. В планах — увеличение доли дистанционного обучения в программах повышения квалификации и переподготовки сотрудников, где это не навредит результату обучения. До пандемии 44% повышающих квалификацию специалистов проходили курсы через систему электронного обучения. В пандемийном 2020 году этот показатель достиг 88,4%.
Что касается студентов высшего образования технических направлений, то дистанционный формат для них зачастую противопоказан — например, при выполнении лабораторных работ, прохождении тренингов, требующих командной работы или специализированного оборудования.
К слову, лабораторный комплекс ТУ УГМК оборудован по последнему слову техники и во многом уникален, в том числе благодаря тому, что часть лабораторий построена по собственным проектам. Например, лаборатории по электроприводу, автоматизации, горному делу носят приставку «интеллектуальные», так как представляют собой комплексное программно-аппаратное решение: аппаратная часть — двигатели, приводы, датчики, контроллеры и т. д. связаны в единый технологический процесс специально разработанными программами и математическими моделями, эмулирующими действия оборудования на реальных объектах УГМК. Существует возможность составления схем: вживую, со всеми кнопками, проводами, включением реального оборудования, получением от него обратной связи и интерактивной картинки на 3D-экранах. Можно, например, запрограммировать новый контроллер в металлургическом цехе или смоделировать аварийную ситуацию на заводе. «Это безопасная возможность натренировать свои навыки, не допустить ошибку, при этом оставшись в живых и минимизируя риски остановки цехов. 3D визуализирует твои действия, дает возможность, как в реальности, оценить, к каким последствиям они приводят. Допустим, ты запрограммировал алгоритм розлива меди, медных анодов в карусельную машину. Если ошибся, у тебя металл протечет мимо, и это все будет воспроизведено на экране. Производство же не остановишь, чтобы поошибаться, поэкспериментировать, а здесь есть такая возможность», — объясняет Вячеслав Лапин.