Полтора таргета минимум

Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Читать на monocle.ru

Инфляция в мае вновь ускорилась: индекс потребительских цен увеличился на 0,74% к апрелю после 0,66 и 0,58% в марте и апреле соответственно, а по отношению к маю 2020 года рост цен достиг уже 6%, сообщил Росстат.

Несмотря на интенсивное повышение ключевой ставки ЦБ (в прошлую пятницу регулятор поднял ее еще на 50 базисных пунктов, до 5,5% годовых) и целый веер большей частью административных решений правительства, нацеленных на ограничение роста цен, прежде всего на продовольственные товары, инфляция и не думает униматься.

Обсудить с «Экспертом» ценовую динамику согласился Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

— Как развивается инфляционная ситуация с начала коронакризиса?

— Со времени начала кризиса, вызванного пандемией коронавируса, в России наблюдались два всплеска темпов инфляции (см. график. — «Эксперт»). Первое, краткое, ускорение роста потребительских цен произошло в марте–апреле 2020 года после резкого падения курса рубля вслед за обвалом мировых цен на нефть. Второй инфляционный эпизод, более заметный, начался в ноябре прошлого года и продолжается до сих пор. И ожидания, что он скоро завершится, пока не оправдались.

— Насколько точны оценки инфляции, данные Росстатом? Ведь статведомство не очищает показатель роста индекса потребительских цен от влияния сезонных факторов.

— Если бы майские темпы роста потребительских цен с поправкой на сезонный фактор сохранялись на протяжении 12 месяцев, то рост цен за год составил бы 8,6%. Это заметно больше роста цен в мае на 6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

— Каковы причины нынешней инфляционной волны?

— Наблюдаемому инфляционному эпизоду предшествовал период смягчения денежно-кредитной и фискальной политики, а также антикризисные меры поддержки правительством населения и производителей. На динамику потребительских цен повлияло и вызванное начавшимися ограничениями перераспределение в пользу внутреннего рынка части расходов населения, ранее направлявшихся за рубеж. Речь идет в первую очередь об услугах выездного туризма. Не израсходованные на эти цели средства сформировали вынужденные сбережения, своего рода денежный навес, которые оказали давление как на потребительский рынок, так и на рынок жилья. Отток трудовых мигрантов тоже привел к перераспределению спроса в пользу внутреннего рынка. Ускорился рост потребительского кредитования.

В последнее время на динамику российской инфляции все более сильное влияние оказывает рост мировых цен на продовольственные и сырьевые товары. Он связан, в частности, с масштабными мерами антикризисной поддержки в ведущих экономиках, а также с начавшимся интенсивным восстановлением мировой экономики. В связи с коронакризисными ограничениями возникли проблемы с логистикой, что повлияло на издержки производителей. Все это воздействует в первую очередь на цены производителей, а через них и на потребительские. Цены отечественных производителей промышленных товаров в добывающих производствах в апреле были на 70,5 процента выше, чем годом ранее, а в обрабатывающих — на 21,1 процента. Это тревожные сигналы.

— Каков ваш прогноз развития инфляционной ситуации в России до конца года?

— Перспективы роста цен по итогам 2021 года иллюстрирует график, на котором показана сезонно скорректированная динамика аннуализированных темпов прироста официального индекса потребительских цен по отношению к предыдущему месяцу. Видим, что сохранение сформировавшейся в последние месяцы тенденции приведет к росту индекса потребительских цен на 7,8 процента по итогам 2021 года. Чтобы выйти по результатам года на 5,2 процента (это верхняя граница прогноза Банка России), потребительские цены в оставшиеся месяцы года должны расти в среднем на 0,29 процента ежемесячно, что в два с лишним раза ниже темпа сложившейся тенденции (0,64 процента в среднем за месяц). Для того же, чтобы выйти по итогам года на четыре процента, соответствующие цели по инфляции, требуется рост цен в среднем на 0,12 процента в оставшиеся месяцы 2021 года. Едва ли следует ожидать столь кардинального снижения темпов роста цен в ближайшие месяцы, которое позволило бы реализоваться двум последним сценариям. Рост цен за первую неделю июня по-прежнему лежит в русле тенденции, сформировавшейся в последние месяцы.

— Какие меры вы считаете эффективными для сдерживания роста цен здесь и сейчас?

 — Некоторое замедление роста российских потребительских цен в ближайшие месяцы возможно в связи со сдерживанием регулируемых тарифов на отдельные виды платных услуг населению, с укреплением обменного курса рубля, оказывающим сдерживающее влияние на рост цен импортируемых товаров, с перспективами открытия границ, что способно привести к оттоку части средств с внутреннего рынка в результате резкого роста выездного туризма и привлечения трудовых мигрантов. Свою роль могут сыграть и принятые правительством меры по сдерживанию роста цен, а также сворачивание мер поддержки населения и бизнеса. Прогноз роста индекса потребительских цен на шесть-семь процентов по итогам года выглядит достаточно оптимистическим.