Как ВТБ повернулся лицом к инвесторам и рознице, стал хорошо зарабатывать и догнал по рентабельности Сбер
Группа ВТБ продолжает ставить рекорды по прибыли. Согласно консолидированной отчетности по МСФО, ее прибыль за первый квартал 2021 года составила 85,1 млрд рублей — это не только в два раза больше (+118%), чем за аналогичный период прошлого года, но и превосходит прибыль за весь 2020 год. Более того, для повышения прозрачности и оперативного информирования о состоянии дел головной банк группы теперь будет каждый месяц публиковать основные неконсолидированные финансовые результаты по РСБУ. По российским стандартам банк ВТБ отчитался о прибыли за первые пять месяцев этого года в размере 112 млрд рублей, это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Очень похоже, что тема прозрачности и обеспечения привлекательности акций для инвесторов стала одной из главных для ВТБ. В этом же ключе стоит рассматривать демонстрацию прибыли и планы банка стабильно выплачивать 50% чистой прибыли по МСФО в качестве дивидендов. В 2021 году в ВТБ планируют получить 250–270 млрд рублей чистой прибыли. Но уже в мае член правления банка Дмитрий Пьянов рассказал акционерам, что прибыль ожидается по верхней границе прогноза. Полная ясность появится после подготовки отчетности за второй квартал. В то же время, по словам Дмитрия Пьянова, из-за ускорения отчислений в резервы и расходов на технологическую трансформацию прибыль будет не больше 300 млрд рублей.
Сейчас в ВТБ фактически меняются приоритеты дальнейшего развития. Дело не только в том, что банк повернулся лицом к инвесторам, — мы наблюдаем плавное изменение самой бизнес-модели.
Немного истории. Внешторгбанк был учрежден в октябре 1990 года при участии Госбанка и Министерства финансов РСФСР для обслуживания внешнеэкономических операций России и содействия интеграции страны в мировую экономику. В 1997 году он был преобразован в открытое акционерное общество. Основным акционером с долей 96,8% был Центральный банк. Позже его доля увеличилась до 99,9%. В 2002 году правительство РФ выкупило Внешторгбанк у ЦБ, и тогда же президентом — председателем правления банка стал Андрей Костин.
В 2004 году с покупки (за символический один рубль) столкнувшегося с финансовыми трудностями Гута-банка началась активность ВТБ на рынке M&A. На базе Гута-банка был создан Внешторгбанк 24. В 2006 году вместе с переименованием Внешторгбанка в ВТБ название последнего изменилось на ВТБ24. Дальше следует целая череда покупок, которая не закончилась до сих пор. Вот только наиболее значимые из них: Промстройбанк (2005), Транскредитбанк (2010), Банк Москвы (2011), «Возрождение» (2018), Запсибкомбанк и Саровбизнесбанк (2019). Помимо российских приобретались и иностранные банки, причем не только в ближнем зарубежье. Сейчас в группу ВТБ входят VTB Bank (Europe) и Banco VTB Africa.
В 2016 году Банк Москвы объединяется с ВТБ, в этом же году совместно с «Почтой России» создается Почта-банк. В 2018 году ВТБ24 также присоединяется к ВТБ. Впрочем, для некоторых клиентов ВТБ24 это было не очень приятным событием. После объединения к МСП-клиентам ВТБ24 начали применяться стандартные процедуры, принятые в головном банке и рассчитанные на взаимодействие с крупными предприятиями. Не очень обрадовались объединению и владельцы пакета «Привилегия» ВТБ24. Некоторые из них не вписались в повысившийся порог входа в премиум-сегмент. В общем, в течение некоторого времени отсутствие опыта работы с розничными клиентами (как физическими лицами, так и МСП) в головном банке сказывалось.
В целом в бизнесе ВТБ за последние пять лет произошли довольно существенные изменения. Активы группы выросли в полтора раза — с 13,64 трлн рублей на 31 декабря 2015 года до 19,08 трлн рублей на 30 апреля 2021-го (см график 1). Впрочем, не все они были качественными. Например, в капитале Банка Москвы обнаружилась дыра размером в 366 млрд рублей.
В группе ВТБ весь бизнес делится на пять сегментов. На «корпоративно-инвестиционный бизнес» (КИБ), основу бизнеса, на конец 2020 года приходилось 51%, это несколько меньше значений 2015 года. Активы сегмента «средний и малый бизнес» (СМБ), наоборот, за пять лет выросли с 6 до 9%. Что символично, пять лет назад этот сегмент назвался «средний корпоративный бизнес». Активы «розничного бизнеса» за пять лет выросли с 18 до 24%.
Общий кредитный портфель группы по результатам первого квартала 2016 года составил 9,26 трлн рублей. Из них 7,27 трлн приходилось на юридические лица и лишь 1,99 трлн — на физические. На конец первого квартала 2021 года кредитный портфель вырос до 13,15 трлн рублей (юрлица — 9,19 трлн, физлица — 4,03 трлн). Доля кредитов физическим лицам выросла до 31%, строительству — до 12%, нефтегазовой промышленности — до 10%, а четвертое ведущее направление кредитование сменилось с производства на металлургию, доля которой составила 8%. Рост общего кредитного портфеля группы за пять лет — 42%, в том числе по юрлицам 25%, а по физлицам впечатляющие 103%.
Как говорится в материалах самого ВТБ, кредиты «физикам» увеличились на фоне восстановления спроса на потребительское кредитование и автокредиты, а также продолжающегося роста ипотечного портфеля благодаря активному участию группы в госпрограмме поддержки ипотеки.
Ниже мы еще обсудим рост внимания к розничному сегменту со стороны ВТБ. Сейчас же интереснее посмотреть на то, как за те же пять лет изменился бизнес головного банка группы — самого банка ВТБ. «Первого мая 2016 года доля кредитов физлицам в активах банка была ничтожной (менее 0,1 процента), тогда как сейчас она превышает 19 процентов. Этот процесс стартовал с передачи портфеля розничных ссуд БМ-банка (ранее — Банка Москвы) в главный банк группы в середине 2016 года. А в начале 2018-го вследствие присоединения банка ВТБ24 портфель кредитов населению ВТБ резко вырос — с 280 миллиардов рублей до 2,15 триллиона. Сейчас розничный портфель банка уже вплотную приблизился к отметке 3,7 триллиона рублей», — рассказывает эксперт ЦМАКП Ренат Ахметов. Для сравнения: у ближайшего конкурента — Сбера — 8,85 трлн рублей кредитов «физикам», а за ВТБ с большим отрывом следует Альфа-банк, у которого розничный портфель меньше триллиона рублей.
Помимо этого г-н Ахметов отмечает, что начиная с середины 2020 года у ВТБ не растет портфель ссуд нефинансовым предприятиям — в абсолютном выражении он колеблется около отметки 5,3 трлн рублей, а в относительном его доля в активах банка неуклонно сокращается — c 32,2% по состоянию на 1 августа 2020 года до 27,6% на 1 мая 2021-го. Одна из причин — опережающий рост вложений ВТБ в ценные бумаги.
Судя по финансовым результатам за первый квартал 2021 года, новые приоритеты группы ВТБ принесли результаты. Чистая прибыль группы составила 85,1 млрд рублей, как мы уже сказали, это больше прибыли группы за весь 2020 год. Чистые процентные доходы — 145,6 млрд рублей (чистая процентная маржа — 3,7%), чистые комиссионные доходы — 194 млрд рублей. Доходы и прибыль группы в динамике можно посмотреть на графиках 2 и 3.
Как отмечается в материалах ВТБ, расширение чистой процентной маржи по сравнению с прошлым годом обусловлено дальнейшей оптимизацией фондирования (читай: удешевлением денег, которые банк привлекает в пассивы) и увеличением доли более рентабельных кредитов физическим лицам в совокупном кредитном портфеле. Сильную динамику чистых комиссионных доходов определяет развитие транзакционного бизнеса и стабильно увеличивающийся объем комиссий за продажи страховок и от брокерского бизнеса.
Старший аналитик BCS Global Markets Елена Царева резюмирует: хорошим результатам ВТБ по прибыли и рентабельности в этом году способствуют низкие процентные ставки, рост экономической активности и отсутствие списаний по непрофильным активам, которые наблюдались в прошлом году. Дополнительную поддержку прибыли и рентабельности банка оказывают низкие расходы на создание резервов.
Персональный брокер компании «БКС Мир инвестиций» Павел Макаров, добавляет, что оказали также влияние рост доходов по основному направлению КИБ за счет лидирующих позиций во всех ключевых сегментах, технологическая трансформация, без которой не было бы такого прироста клиентов-физиков, развитие брокерских услуг, а также партнерства с ведущими компаниями массового рынка и двукратное расширение базы клиентов в сегменте МСБ.
«У ВТБ один из самых сильных инвестбанковских бизнесов в стране. “ВТБ Капитал” — лидер на российском инвестиционно-финансовом рынке, — добавляет старший аналитик по банковскому сектору “Атона” Михаил Ганелин. — Управление активами у ВТБ тоже на очень высоком уровне. Эти направления продолжают хорошо развиваться. Наш инвестиционный рынок много лет был в коматозном состоянии — было одно-два крупных размещения акций в год. Сейчас рынки в хорошей форме, много размещений, и физические лица понесли на них свои деньги. Есть надежда, что эта тенденция продолжится в ближайшие годы».
По данным банка, за 1 квартал 2021 года «ВТБ Капитал Инвестиции» увеличили объем клиентских активов на 11,6%, до 3,8 трлн рублей. Активы физических лиц выросли на 16,1% и достигли 2,1 трлн рублей, активы юридических лиц увеличились на 6,5%, до 1,7 трлн рублей. Общее количество клиентов «ВТБ Капитал Инвестиций» превысило 1,4 млн физических и юридических лиц (+19% за первый квартал). Доходы компании в первом квартале 2021 года выросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя в общем объеме доходов ВТБ они не так уж велики: 7 млрд рублей за квартал.
Положительный эффект на финансовые результаты ВТБ оказали и вложения в ОФЗ. «Если по состоянию на 1 февраля 2021 года объем портфеля госбумаг на балансе банка составлял около 380 миллиардов рублей, то на 1 мая он превысил уже 1,1 триллиона, а доля вложений в госбумаги в активах банка выросла с 2,1 до 5,8 процента, — рассказывает Ренат Ахметов. — Чуть ранее, в декабре 2020-го, ВТБ стал стремительно наращивать портфель долговых обязательств нефинансовых предприятий на своем балансе: с ноября по апрель их объем вырос в два с половиной раза (с 277 до 710 млрд рублей), а в относительном выражении к активам банка — с 2,1 до 4,1 процента».
ВТБ уже давно хочет улучшить мнение инвесторов о своих акциях. Однако для этого есть целый ряд препятствий. Одно из них — очень большая доля непонятных для внешних инвесторов привилегированных акций в капитале банка. Один пакет таких акций принадлежит Минфину (докапитализация ВТБ из средств ФНБ в 2009 году), другой — АСВ (докапитализация ВТБ в 2015 году). Как пояснил Дмитрий Пьянов на одном из мероприятий в прошлом году, ВТБ ведет «достаточно непростые переговоры с Минфином, которые определят судьбу этих акций».
Вторая проблема частично связана с первой. ВТБ долгое время выполнял функции своего рода института развития. «ВТБ участвовал в санациях банков, выкупал и ставил себе на баланс различные непрофильные активы, включая объекты недвижимости, телеканалы и другое, участвовал в разных проектах, не связанных непосредственно с банковской деятельностью. При этом финансовые показатели, судя по всему, мало волновали менеджмент», — предполагает аналитик ГК «Финам» Игорь Додонов.
«До последнего времени у ВТБ доля плохих кредитов была довольно высокой. ВТБ был вынужден их списывать. Эта история началась довольно давно. Часть этих кредитов — наследие 2008 года, часть осталась с кризиса 2014–2015 годов. Перед началом пандемии ситуация исправилась, — продолжает Михаил Ганелин. — Но в 2018–2019 годах банк уже начал наращивать прибыль. В 2018 году она составила 180 миллиардов рублей, в 2019 году — уже 200 миллиардов. Тогда была представлена стратегия, в которой говорилось, что ВТБ выйдет на 250–270 миллиардов рублей. В этот момент пришел COVID-19».
Как все это связано с ростом прибыли ВТБ в 2021 году? Все очень просто. «Банк начал упорядочивать свои активы, по возможности избавляясь от непрофильных, постепенно повышать операционную эффективность», — поясняет Игорь Додонов. И вот так, избавившись от части непрофильных активов и списав часть плохих кредитов, ВТБ смог наконец повысить рентабельность своего капитала.
«В ВТБ решили списать все, что можно, чтобы у инвесторов не было очередных сюрпризов. В ВТБ сказали, что у них все очень хорошо зарезервировано, исходя из самых пессимистичных оценок. Они четко, подробно показали и объяснили инвесторам, как у них выглядит кредитный портфель и инвестиции. Кроме того, в 2021 году началось общее восстановление сектора и экономики. Судя по всему, свой прогноз по прибыли на год они выполнят и, возможно, даже перевыполнят. По моим ощущениям, их прибыль составит минимум 270 миллиардов рублей и ВТБ выйдет на исторический рекорд. Дальше рост прибыли будет уже не такой сильный, как по сравнению с 2020 годом, но он продолжится. Прибыль ВТБ в ближайшие годы должна выйти на уровень 300+ миллиардов рублей», — уверен Михаил Ганелин.
С не очень высокой рентабельностью связана еще одна проблема ВТБ. При низкой рентабельности очень сложно поддерживать обязательные нормативы по капиталу. По данным на сайте ЦБ от 1 мая 2021 года, норматив Н1,1 у ВТБ равен 8,3%. При этом в России для системно значимых банков минимальное значение составляет 8%. Запас невелик. Впрочем, в первом квартале 2021 года рентабельность капитала (ROE) ВТБ выросла до 19,2% (в годовом исчислении). Это отличный показатель: в 2020 году он составил всего 4,4%.
«Самая главная проблема ВТБ — это ограниченный запас по нормативам. Рентабельность капитала у ВТБ не очень высокая. За первый квартал этот показатель у ВТБ составил 19 процентов — это очень хорошо, раньше было 10–11 процентов. У Сбера сейчас 20 процентов, было где-то 17 процентов, у Тинькова — 30–40. Для сравнения: для европейских банков 10 процентов — это уже хороший результат, — рассказывает Михаил Ганелин. — Если ты зарабатываешь много на свой капитал — ты можешь и платить высокие дивиденды, и откладывать часть денег в капитал, чтобы продолжать расти. ВТБ же пообещали платить дивиденды в размере 50 процентов от прибыли, но помимо этого им нужно продолжать расти. Этот баланс очень сложно соблюсти».
В 2021 году у ВТБ с нормативами достаточности капитала проблем уже не будет. «Буфер достаточности капитала по сравнению с регулятивным минимумом (с учетом надбавок) больше по базовому капиталу и меньше по общему капиталу, что создает предпосылки для наращивания объема гибридного капитала, — поясняет Павел Макаров. — В 2020–2021 гадах ВТБ активно привлекает субординированный долг, пользуясь моментом исторически низких ставок на рынке. Дополнительную поддержку достаточности капитала оказывает масштабная программа секьюритизации активов с повышенными риск-весами».
Михаил Ганелин добавляет, что ЦБ сейчас ввел ряд послаблений (так называемый Базель 3,5), которые позволяют немного улучшить нормативы по достаточности капитала. «В дополнение к этому, чтобы сохранить рост и выплатить дивиденды в следующем году, ВТБ разделит выплату на два транша. Проблема, которая беспокоит инвесторов, — сможет ли ВТБ продолжать платить дивиденды в 50 процентов в долгосрочной перспективе. Если прибыль ВТБ будет на уровне 300+ миллиардов рублей, то похоже, ему это удастся», — резюмирует аналитик.
Как мы отметили выше, один из методов увеличения рентабельности, которым воспользовался ВТБ, — привлечение новых розничных клиентов. На недавнем Дне инвестора заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников обнародовал весьма амбициозные планы: «По итогам 2025 года ВТБ намерен обслуживать 30 миллионов активных розничных клиентов. В настоящий момент продуктами и услугами банка пользуются свыше 14 миллионов физических лиц, таким образом, планируется удвоить клиентскую базу и обслуживать 40 процентов экономически активного населения России. Рост будет обеспечен за счет активной работы с новыми сегментами, ускоренной цифровизации бизнеса и развития партнерских проектов».
Интерес ВТБ в приобретении компетенций в рознице и цифровой трансформации выразился также в переманивании к себе из Сбербанка в начале 2020 года Святослава Островского и Натальи Диркс. Островского сразу включили в состав правления, а Диркс избрали в члены правления банка в конце прошлого года. Недавно же наблюдательный совет ВТБ утвердил в качестве кандидата (утверждение кандидатов происходит на собрании акционеров) Татьяну Бакальчук, основателя и собственника интернет-магазина Wildberries.
«Увеличение количества независимых членов, безусловно, повышает качество корпоративного управления. Это важно для банка как для социально-ответственного бизнеса, разделяющего принципы ESG. Уверен, что опыт Татьяны и ее энергия помогут банку в реализации дальнейших планов развития, особенно в части цифровизации бизнеса и перевода банковских продуктов и сервисов в “цифру”», — заявил для прессы глава ВТБ Андрей Костин.
Судя по таким масштабным планам и все большему вниманию, которое ВТБ уделяет рознице, ВТБ планирует трансформироваться из разрозненной финансовой группы в гигантский универсальный государственный банк, который составит полноценную конкуренцию Сберу. «ВТБ — второй по размеру банк страны, при этом он сильно отстает от Сбера по числу клиентов, и у него, в отличие от Сбера, еще есть незадействованный потенциал. У ВТБ есть партнерские взаимоотношения с такими компаниями, как “Ростелеком”, “Магнит”, “Яндекс”, ПИК. Это лидеры в своих индустриях, которые обслуживают огромное количество физических лиц. ВТБ как финансовый партнер может начать совместно предлагать продукты, — рассказывает Михаил Ганелин. — У ВТБ есть все условия, чтобы люди к нему шли, но конкуренция будет очень жесткой. Все крупные банки заявили об агрессивных целях в плане привлечения клиентов».