Рефляционная торговля, рефляционное ралли — новые термины, которыми инвестсообщество обогатилось в истекшем полугодии. Означает это банальный рост на денежных вливаниях и на следующем за этими вливаниями росте цен. В самом деле, нам казалось, что денежные вливания после кризиса 2008 года были большими, но за последние полтора года они превзошли самые безумные прогнозы: одна только ФРС с марта прошлого года по июнь этого удвоила свой баланс, залив в американскую и мировую экономику четыре триллиона долларов, это три российских ВВП. В акции и другие активы ушло далеко не все: в июне на американском денежном рынке болталось без дела 750 млрд долларов, которые банки США принесли в ФРС, не найдя, видимо, ничего лучше.
Похоже, сейчас мы находимся в самом начале разгона цен, который за этим последует. Дорожает абсолютно все — автомобили и дома (Case-Shiller Home Price Index, показывающий стоимость жилья в 20 крупнейших американских городах, на историческом максимуме и давно превзошел прошлый пик, показанный в 2008 году на пузыре необеспеченной ипотеки), сырье всех видов, ну а про акции и говорить не стоит. Среднее P/E за десять лет для индекса S&P 500 — 38, больше было только в 2000 году перед крахом доткомов. Но кто знает, это действительно слишком — покупать компании по 38 их годовых прибылей или это теперь нормально и дешевле уже не будет? Те, кто боится заходить в рынок по таким ценам, проигрывают, потому что теряют прибыль, — а те, кто бесстрашно заходит, пока на коне.
Вопрос не только в том, будет ли бизнес технологических гигантов и дальше расти так же быстро, как до сих пор. Над «техами» нависла угроза пострашнее — глобальный налог, от которого невозможно будет скрыться, в какой бы стране ты ни зарегистрировал бизнес. Сейчас Google, Facebook и другие IT-гиганты держат значительный штат и показывают прибыль в Ирландии и других благоприятных налоговых юрисдикциях. Но если все страны введут глобальную минимальную налоговую ставку 15% для 100 крупнейших предприятий мира (Ирландия и восемь других офшоров пока против), то «техи» будут платить дополнительно 150 млрд долларов налогов в год. Это много: самая дорогая компания мира Apple платит всего около 10 млрд долларов налогов в год, Amazon — около 3 млрд долларов. Весь мир пытается заставить IT-отрасль делиться сверхдоходами, и когда это произойдет — кто знает, не пересмотрят ли инвесторы свои взгляды на их акции.
Помимо «техов» на биржах появился еще один пул явно переоцененных активов — все, что связано с ответственным инвестированием, ESG. Это явление вызывает все больше недоумения: число фондов, ориентированных на бумаги «ответственных» компаний, растет как на дрожжах, активы этих фондов превысили 1,5 трлн долларов только в Европе и США. Но возьмем первый попавшийся фонд от крупного провайдера и посмотрим, что внутри. BlackRock LifePath ESG Index 2025 Fund на 42% состоит из акций другого фонда, биржевого iShares ESG Aware US Agg Bond ETF. А тот, в свою очередь, на 36,6% наполнен гособлигациями США и еще почти на 30% — американскими ипотечными облигациями. Довольно странная начинка для таких громких терминов, как ESG. По идее, если ставки начнут расти, цены на эти бумаги должны снизиться.
Ну и наконец, маргинальный, но от этого не менее интересный сегмент — так называемые акции-мемы. Это разогнанный инвесторами с форума Reddit Gamestop и прочие компании малой капитализации и сомнительных бизнес-перспектив, куда летучие отряды розничных инвесторов вбегают в надежде на баснословную прибыль. Новые компании для этого сегмента бесперебойно поставляют IPO, куда все чаще выходят компании, не имеющие не то что чистой, но и операционной прибыли. Свежий пример — облачная компания Confluent, разместившаяся в июне: выручка — 236 млн долларов, чистый убыток — 240 млн долларов, капитализация — более 11 млрд долларов. Если это новая биржевая реальность, то находиться в ней не очень спокойно.