Европейский союз ввел давно обещанные секторальные санкции в отношении Белоруссии. Под ограничения подпал экспорт из Белоруссии в ЕС хлористого калия, нефтепродуктов (за исключением бензина и дизеля). В Белоруссию запрещено импортировать оборудование и программное обеспечение для мониторинга телефонной связи и интернета, а также товары двойного назначения, которые могут использоваться в военных или полицейских целях. Кроме того, запрещены поставки компонентов для табачной промышленности республики. Европейским инвесторам запрещено кредитовать белорусские госструктуры, а компании и банки с государственным участием разрешено кредитовать на срок не более трех месяцев. Помимо этого под санкции подпали 166 человек и 15 организаций. ЕС объяснил введение санкций «нарушением прав человека в Белоруссии, жестокими репрессиями в отношении гражданского общества, демократической оппозиции и журналистов», а также принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске 23 мая и задержанием Романа Протасевича и Софьи Сапеги.
Несмотря на то что ЕС анонсировал эти санкции, они встретили эмоциональную реакцию президента Белоруссии Александра Лукашенко. Он распорядился показать «этим мерзавцам по ту сторону границы, что их санкции — это их бессилие». Кроме того, потребовал от подчиненных не допустить падения производства на предприятиях, подпавших под санкции. «Военное положение, если нужно», — заявил Лукашенко и посоветовал подчиненным надеть военную форму. Затем он сообщил о попытке террористической атаки на Белоруссию. «Сегодня заканчивали в стране масштабную антитеррористическую операцию. Нам казалось, что они экономически будут нас душить. Нет. Продолжается в более масштабных размерах террор внутри страны против людей и объектов. В ближайшее время мы об этом скажем», — пояснил президент Белоруссии и пообещал предъявить претензии по этому поводу канцлеру Германии. Лукашенко заявил, что белорусские отряды самообороны пытались подорвать узел связи Военно-морского флота России в Вилейке, и, по его словам, он обсуждал это с Владимиром Путиным.
Из относительно реальных шагов, направленных в сторону ЕС, Лукашенко принял решение о приостановке участия в программе «Восточное партнерство» (не о выходе из нее). Эта программа была разработана ЕС для развития интеграционных связей с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Иными словами, «Восточное партнерство» призвано было не допустить интеграции бывших республик СССР с Россией. А Минск, получая десятки миллиардов долларов дотаций из российского бюджета, укреплял «интеграционные связи» с ЕС.
На сегодняшний день может показаться, что все мосты между Минском и Брюсселем сожжены и все горшки разбиты. Однако не стоит недооценивать Лукашенко: его профессиональной чертой является умение получать деньги от России и при этом уклоняться от интеграционных процессов. Кроме того, он без малого три десятка лет умудряется «навсегда» поссориться с Западом, а потом как ни в чем не бывало снова помириться.