Российский автомобильный рынок продолжает разгон в режиме перегрева. По итогам первого полугодия продажи новых легковых машин в России превзошли ожидания: они достигли 870,7 тыс., это на 36,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Столь значимый прирост, безусловно, объясняется низкой базой 2020 года, когда весной из-за локдауна были закрыты многие автосалоны. Однако авторынок сейчас обгоняет показатели и доковидного периода: итоги первой половины 2021 года оказались на 5,1% больше, чем результаты первых шести месяцев 2019-го. А в июне продажи и вовсе нажали на газ: в первом летнем месяце они достигли 157,8 тыс. единиц — почти на 10% больше, чем в июне 2019-го.
Рост продаж автомобилей в России на первый взгляд выглядят аномальным с учетом падения доходов населения и связанными с пандемией экономическими трудностями. С другой стороны, закрытые границы и ограничения в передвижении позволяют людям экономить на отдыхе и туризме и тратить деньги на товары длительного пользования, в том числе на автомобили. Но главным ингредиентом топлива для разгона автомобильного рынка остается продолжающийся рост цен: только в текущем году прайс-листы на новые авто в среднем поднялись на 7%. Глядя на то, как быстро переписывают ценники, покупатели, можно сказать, штурмуют салоны автодилеров, но проблема в том, что в условиях перегрева спроса продолжается и дефицит машин. Сбой логистических цепочек, локдауны, а также нарастающий дефицит электронных компонентов притормаживают производственный темп мирового автопрома: конвейеры не поспевают за спросом, который, кстати, сейчас находится на подъеме не только в России, но и в других странах, в том числе в Европе и в США.
Останутся ли устойчивыми продажи на российском автомобильном рынке и дальше и когда спрос охладится, никто предсказывать не берется. Но пока Ассоциация европейского бизнеса пересмотрела в сторону повышения свой прогноз по итогам года: большинство участников рынка ожидает, что в 2021 году продажи увеличатся на 9,8%, до 1,8 млн (в начале 2021-го Ассоциация закладывала более скромный прирост — на 2,1%).
Что касается конкретных автомобильных брендов, то по итогам полугодия прочное лидерство остается за ведущим отечественным производителем АвтоВАЗом (200,2 тыс., прирост на 51%), далее идут корейские Kia (108,3 тыс., +33%) и Hyundai (91 тыс., +43%). Продолжает обращать на себя внимание рывок китайских автомобильных брендов: в первом полугодии продажи машин из КНР (в первую очередь марок Haval, Chery, Geely, а также Changan, FAW, GAC, Brilliance, Zotye и Foton) скакнули в два с половиной раза и составили 46,8 тыс. единиц. Таким образом, доля китайцев на российском авторынке теперь достигла 5,4% по сравнению с 2,9% в первом полугодии прошлого года. Заметно набирают скорость и продажи премиум-сегмента: за шесть месяцев 2021 года они составили 84,5 тыс., на 41% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Темп в премиальной нише российского авторынка продолжают задавать Mеrcedes-Benz (23,8 тыс., прирост на 47%), BMW (23,3 тыс., +37%), а также Lexus (10,5 тыс., +23%) и Audi (9 тыс., +47%).