Вступившие на прошлой неделе в силу поправки в законы об обороте алкогольной продукции и о виноделии не только сотрясли российский винный рынок, но и наделали шуму за рубежом. Самыми спорными среди нескольких десятков поправок стали те, что уточняют терминологию. Так, термин «игристое вино (шампанское)» заменен на «игристое вино, включая российское шампанское». Из закона также исчезло понятие «столовое вино», осталось просто «вино», то есть первое слово придется с этикеток удалить. Импортеры истолковали поправки к законам как запрет указывать географические наименования зарубежных вин и как необходимость переделывать контрэтикетки (с русским текстом на оборотной стороне бутылки). «В связи с этим импорт приостановлен, сейчас вино скапливается на складах в Европе, поскольку импортерам требуется срочно пройти ресертификацию: получить новый сертификат соответствия качеству с учетом новой терминологии, — поясняет руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Если ранее была такая категория для импортных вин, как “вино защищенного географического наименования”, то теперь есть лишь определение “вино”. Но это не означает, что на самой этикетке придется убирать слово “шампанское”, как многие думали, а вот на контрэтикетке вместо “вино защищенного географического наименования” следует оставить просто “вино”. Это, безусловно, задевает интересы таких винодельческих провинций, как Шампань, Риоха, Бордо, Бургундия, и других». Александр Ставцев подсчитал, что по новым требованиям потребуется переклеить контрэтикетки 20 тыс. наименований вин и это обойдется отрасли в 140–150 млн рублей. «Проблема не в деньгах, а в том, что в стране нет такого количества лабораторий, чтобы оперативно сертифицировать (оценить качество) столь большого объема продукции». В связи с поправками в российские федеральные законы «О виноградарстве и виноделии» и «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной… продукции» французский Комитет шампанских вин (Comité Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию. Союз домов шампанского Франции назвал недопустимым исключение даже с контрэтикеток названия, за счет которого Шампань зарабатывает уже более трехсот лет. Мэр столицы Шампани Реймса Арно Робине через твиттер обратился к Владимиру Путину, сравнив российские поправки в закон о виноделии с мошенничеством; гневно высказались и многие евродепутаты.
Поправки (на 72 страницах) в законы об алкоголе и о вине были разработаны группой депутатов еще в 2017 году, а в третьем чтении в июле этого года над ними работали депутаты Госдумы Константин Бахарев, Михаил Шеремет, Юрий Смирнов, Наталья Боева и Владимир Синяговский. Основной вопрос, возмущающий участников отрасли, такой: почему не был установлен переходный период для получения новых сертификатов (печати этикеток)? «У нас не было задачи усложнить кому-то жизнь, а новые требования были всем известны еще в прошлом году, когда мы принимали закон о виноделии. Все могли подготовиться, — пояснил “Эксперту” депутат Госдумы Константин Бахарев. — Поправки нацелены на поддержку российских виноделов, поскольку создадут конкурентное преимущество: теперь можно только отечественным производителям указывать географическое происхождение или наименование на контрэтикетке. На самой этикете пусть остается слово “шампанское”, но на обороте следует теперь просто указать, по какому стандарту вино изготовлено, и все. Разумеется, мы готовы оперативно корректировать наши поправки с учетом практики».
Неясно, почему вдруг российский потребитель должен переключиться на российское вино, после того как с контрэтикеток исчезнет географическое наименование импортных вин. Кроме того, 60% продаваемых на рынке столовых вин — российские, и необходимость менять этикетки вряд ли поддержит отечественного производителя. «Пока поправки в закон усложнили жизнь и российским виноделам, — говорит президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Сейчас многие заводы остановили выпуск столовых вин, отгружают только запасы. Оптовые закупки прекратил на время и ритейл. Еще непонятно, придется менять полностью этикетку из-за названия “столовое” или же достаточно верную классификацию — “вино” — указать на контрэтикетке». Его, как и других участников отрасли, возмущает, что поправки были приняты в сжатый срок, а участников рынка не пригласили к обсуждению. Новые же уточнения по классификации продукции (не «столовое вино», а «вино») были сделаны лишь недавно: при принятии основного закона о виноделии о них речи не шло. «Мы сейчас взяли паузу, старые этикетки пока не клеим и вино пока не производим, — пояснил “Эксперту” руководитель одного из винзаводов. — Поправки касаются не только этикеток: нам придется менять теперь всю сопроводительную документацию, надо дождаться подзаконных актов и разъяснений регуляторов, поскольку они, по идее, уже сейчас могут ходить и всех штрафовать».