Официальный Пекин продолжает посылать сигналы о том, что отношение китайских властей к крупному бизнесу кардинальным образом изменилось. Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что правительство должно регулировать чрезмерно высокие доходы и поощрять группы и предприятия с высокими доходами к их большему перераспределению в интересах общества. По мнению властей, борьба с богатыми должна привести к созданию общества всеобщего процветания. Пожелание прозвучало на заседании центральной комиссии по финансовым и экономическим вопросам Коммунистической партии Китая. Это заявление вряд ли стоит рассматривать лишь как дань уважения коммунистическим лозунгам в стране, строящей «развитой капитализм»: оно коррелирует с последними действиями властей в отношении бизнеса.
В июле текущего года китайское правительство объявило о планах усилить регулирование трансграничных потоков данных и безопасности, что позволит бороться с нарушениями на рынке ценных бумаг. Кроме того, власти заявили, что будут проверять источники инвестиций в ценные бумаги технологических компаний и контролировать коэффициенты левериджа при совершении сделок. А компаниям ИТ-сектора, имеющим более миллиона пользователей (что не очень много для Китая), вовсе запретили выходить на иностранные биржи без специального разрешения китайских регуляторов. Под усиленное госрегулирование также подпали частные фирмы, работающие в сфере образования. Им запретили не только выходить на биржу и привлекать инвестиции, но и получать прибыль! Это выглядело странным решением, ведь один только запрет на получение прибыли способен отбить у инвесторов желание вкладывать средства в эту сферу. В отношении сервиса заказа такси Didi Global Inc, который не прислушался к пожеланию властей отложить первичное IPO в США, было начато расследование.
В августе китайские власти объявили о желании заняться регулированием интернет-ритейлеров. Государственная администрация по регулированию рынка Китая предложила запретить интернет-платформам собирать данные и алгоритмы для анализа торговой информации конкурентов и перенаправлять клиентов с их сайта на свой, а также обязать публиковать отрицательные отзывы о своем сервисе и запретить продвигать положительные отзывы. Постоянным нападкам властей подвергается ведущий мировой производитель видеоигр компания Tencent. В июле она была оштрафована за антиконкурентное поведение, а в августе китайское государственное издание Economic Information Daily сравнило онлайн-игры с духовным опиумом. Это заявление стоило Tencent 60 млрд долларов: капитализация компании мигом упала на 10%. Помимо этого Пекин решил бороться с недобросовестной конкуренцией и другими недостатками в сфере строительства, медицинских услуг, производства и распространения лекарств и у производителей спиртных напитков. Все без исключения акции компаний, попавших под пристальное внимание китайских властей, пережили стремительное падение ценных бумаг.
Однако китайские власти совершенно равнодушны к снижению капитализации компаний — их волнует вопрос управляемости экономики и особенно лояльность представителей крупного бизнеса. Например, компания Tencent признала ошибки по чрезмерному распространению «духовного опиума» и пообещала ограничить время, которое несовершеннолетние проводят за играми, снизить их финансовые затраты и вовсе отказаться от клиентов младше 12 лет.
В свете последних событий вспоминается «показательная порка» основателя онлайн-ритейла Alibaba, богатейшего человека Китая Джека Ма, устроенная китайскими властями осенью 2020 года. Миллиардер неожиданно исчез из общественной жизни, а китайские регуляторы приостановили IPO Ant Group (финансово-технологическое подразделение Alibaba) в Шанхае и Гонконге, которое должно было привлечь около 34 млрд долларов. Большинство финансовых аналитиков едва не тронулись рассудком, пытаясь понять, какую «страшную ошибку» допустил Ма, и изучая под микроскопом его последние действия и публичные заявления. Через два месяца китайские чиновники продемонстрировали живого и относительно свободного Джека Ма, посещающего сельские школы, и представили его как учителя английского языка, ставшего предпринимателем. Намек был предельно прозрачен: только от китайских властей зависит социальный статус доморощенных миллиардеров. Поэтому китайский крупный бизнес с болью в сердце, но с выражением благодарности на лице принимает любые инициативы властей по «улучшению работы» их бизнеса. В конце концов, лучше превратиться из миллиардера в миллионера или даже в простого менеджера в созданной тобой компании, нежели осваивать новые профессии — лесоруба или каменщика.
Переходя от капитализма, который худо-бедно вывел отсталый Китай на позицию второй мировой экономики, к ручному управлению экономикой, Пекин рискует снизить ее эффективность. Но китайские власти больше волнует проблема управляемости экономики в условиях возможного жесткого противостояния с США, нежели сегодняшние относительно небольшие потери.